Главная » 2008 » Ноябрь » 26 » Соревнование атомобильных роботов
23:06
Соревнование атомобильных роботов

Робот Junior (Volkswagen Passat) из Стэнфорда пересек линию финиша вторым

ОБОРОННОЕ ведомство США мечтает заменить живых солдат роботами уже в ближайшем будущем. Именно этому служит конкурсная программа создания беспилотных автомобилей, курируемая армейским научно-исследовательским агентством DARPA, которое уже в третий раз устраивает конкурс на лучшую конструкцию автопилота. Первые состязания проводились на трассе в пустыне Мохаве. Однако нынешнее соревнование машин-роботов DARPA Urban Challenge, состоявшееся 3 ноября, прошло на городских улицах.

Конкурс объявили более двух лет назад. Заявки на участие подали 89 команд, до первого отборочного тура добрались только 53 проекта, летом было отсеяно еще 17 претендентов. Тогда же было объявлено об увеличении призового фонда: победителю обещали два миллиона долларов, за второе место — миллион долларов, за третье — полмиллиона.

В конце октября состоялся полуфинал: из 36 команд осталось всего 11. Среди финалистов оказалась и команда Стэнфордского университета, которая победила в 2005 году в «пустынной» гонке роботов. Она вновь остановила свой выбор на автомобиле Volkswagen, построив на основе турбодизельного универсала Passat робот Junior. Поскольку для размещения электронной начинки требуется солидный объем, большинство роботов тоже сделано на базе легковых универсалов. Исключением стали три экземпляра: робот XAV-250 построен на шасси пикапа Ford F250, основой для робота Ben стала Toyota Prius, а команда Terramax превзошла всех, использовав двухосный армейский грузовик Oshkosh!

Роботам надо было преодолеть запутанную паутину городских улиц с обычными и трехсторонними перекрестками, кольцевыми развязками, тупиками, узкими проездами, стоянками возле супермаркетов и припаркованными автомобилями. Трассу длиной 88,5 км проложили по улицам армейского тренировочного центра, расположенного на бывшей авиабазе Джордж в Калифорнии — в городке под символическим названием Викторвилль. Робомобили должны были прийти к финишу максимум через шесть часов после старта, развивая по пути скорость не более 48 км/ч. Присутствие человека в кабине автомобиля-робота не допускалось.

Во время движения роботы должны были выполнять требования правил дорожного движения — включать поворотники перед маневром, соблюдать рядность и порядок проезда перекрестков, различать сигналы светофоров и дорожные знаки. Кроме того, в число заданий были включены преодоление небольшого участка бездорожья и парковка на большой стоянке. Некоторые участки робомобили должны были пройти без использования системы GPS. К тому же одновременно с роботами для имитации дорожного движения по трассе каталось около пятидесяти «человекоуправляемых» машин.


Отборочный тур: робот Marvin (Isuzu VehiCross) уступает дорогу обычному автомобилю

Схему трассы для ознакомления командам выдали всего за сорок восемь часов до старта. Полное «полетное» задание на флеш-картах участники получили непосредственно перед стартом — причем время на загрузку информации не должно было превышать пяти минут!

В целях безопасности публику и журналистов к трассе близко не подпускали. За каждым автомобилем-роботом следовал судейский пикап с «аварийной» радиокнопкой. Подобные меры безопасности оказались совсем не лишними: вскоре после начала заезда несколько роботов устроили первую в мире «роботизированную» пробку на одном из перекрестков. После этого один из них так и не смог продолжить движение: система управления дала сбой. Немного позже у робота Terramax «зависла» навигация, и массивный грузовик протаранил стену одного из придорожных строений. Практически повторилась ситуация трехлетней давности, когда Oshkosh (тогда еще трехосный) съехал с дороги и принялся крушить ограждение трассы.

Мало того, произошло и первое в мире столкновение автомобилей-роботов! Аппарат Skynet (Chevrolet Trailblaizer), двигаясь по круговой развязке, притерся к брусу-отбойнику и остановился. Затем включил задний ход и попытался объехать препятствие, не «увидев» за собой другого робота Talos (Land Rover Discovery 3). Машины столкнулись. Но повреждения были минимальными, и после того, как роботов растащили, судьи разрешили командам продолжить гонку.

Победителем стал авторобот Boss (Chevrolet Tahoe) команды Tartan Racing из университета Карнеги — он прошел всю трассу менее чем за четыре часа со средней скоростью около 22,5 км/ч, причем очень чисто, без малейших нарушений. За ним следом, примерно через двадцать минут, финишировал Junior (Volkswagen Passat) из Стэнфорда. А еще через двадцать минут отмашку клетчатым флагом получил робот Odin (Ford Escape Hybrid) команды Victor Tango из Вирджинии. Кроме них до финиша добрались еще три робомобиля, но они не уложились в лимит времени, отстав от лидера более чем на три часа. Остальные участники сошли из-за разных технических проблем.


Робот-победитель Boss (Chevrolet Tahoe) команды Tartan Racing

Робот-победитель был оборудован целой батареей различных сенсоров: ультразвуковых, инфракрасных и лазерных. Им помогали две цифровые видеокамеры и система спутниковой навигации. Получаемую информацию в режиме реального времени обрабатывали десять (!) мощных персональных компьютеров. Но производительность компьютеров растет, цена сенсоров падает. И американские военные (которые за ценой не постоят) полны оптимизма и считают, что смогут создать к 2015 году роботизированные автомобили, пригодные к использованию в боевых условиях.
Категория: Авто Новости | Просмотров: 584 | Добавил: Lavryha | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]