Катализатор представляет собой керамическую сотовую конструкцию, которая
увеличивает площадь контакта выхлопных газов с поверхностью покрытом тонким
слоем платино-иридиевого сплава. Недогоревшие остатки (CO,CH,NO) касаясь
поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом,
присутствующим так же в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло,
разогревающее катализатор и, тем самым, активизируется реакция окисления. В
конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы имеют
концентрацию СО2.
Именно СО2 на выходе является причиной наличия катализатора в выхлопной
системе. Данная концентрация соответствует нормам ЕС! Более того. Наличие
катализатора при эксплуатации автомобиля в России приносит его владельцу больше
проблем и головной боли.
С чем это связано?
Во-первых к нам в страну далеко не всегда прибывают только новые иномарки с
минимальным пробегом. Срок службы катализатора при правильной эксплуатации
(имеется ввиду использование качественных нефтепродуктов) сопоставим со 100-120
тыс. км пробега автомобиля, после чего рекомендуется его замена, что вполне
естественно. Катализатор выполняет фильтрующие свойства, а фильтры, как
известно надо менять. Дальнейшее использование катализатора вполне допустимо
(чем и занимаются у нас в России), однако надо четко представлять, что у Вас в
выхлопной системе присутствует элемент далеко не со 100-%-ной пропускной
способностью. К этому сроку на стенках сот уже осела сажа и продукты
недогоревшего масла, которые существенно препятствуют выхлопным газам.
Заправляетесь Вы на наших российских заправках!
Не секрет, что не всегда Вам на заправке заливают качественный бензин, а ведь
это - одна из основных основополагающих нормальной работы катализатора. Для
катализатора этилированный бензин смертелен. В результате попадания
тетраэтилсвинца в катализатор соты оплавляются, залипают и проходимость
выхлопных газов практически прекращается. По сути, происходит тоже самое, что и
при забитии сот сажей и продуктами недогоревшего масла, только гораздо быстрее.
Некачественный бензин -основная опасность для катализатора!!! Очень обидно
бывает за владельцев автомобилей, которые даже не наездили 70-80 тыс.км, а
катализаторы уже испорчены. Естественно у человека не возникает никакого
желания покупать новые дорогостоящие (действительно дорогостоящие - стоимость
нового штатного катализатора от 450$) детали, не имея абсолютно никакой
уверенности в том, что, поставив их и покатавшись неделю-другую, он не
столкнется с той же проблемой.
В третьих - наши дороги. Как ни крути, а керамические соты достаточно хрупкий
материал и при сильном ударе может треснуть и расколоться. В результате удара
соты отходят от стенок катализатора, начинают дребезжать и перемещаться внутри
корпуса, в результате чего окончательно раскалываются и рассыпаются, разлетаясь
по всей выхлопной системе. Помните для катализатора смертельно, если машина
долго не заводится, потому что бензин накапливается в катализаторе и когда
машина, наконец, завелась, внутри просходитмини-взрыв, что приводит к
разрушению катализатора. По той причине нельзя чтобы машина
"подъедала" масло.
Какие же признаки неисправного катализатора?
Существуют два варианта неисправности катализатора:
От времени катализатор "забился", т.е. уменьшилась пропускная
способность выхлопных газов. Признаками такого случая является ощущение того,
что машина не "тянет", происходит ухудшение динамики разгона и
мощности автомобиля, иногда плавает стрелка оборотов на холостом ходу
Второй вариант более критичный - т.е. катализатор уже разрушился и Вас
беспокоит звук либо дребезжание рассыпавшихся керамичение сот или гудение пустого
бочка.
Какие же вариаты существуют для решения проблемы катализатора?
На машины объемом до 2 л.
самый приемлимый вариант это установка универсального пламегасителя (60-80$).
То есть, вместо Вашего катализатора устанавливается бочок пламегасителя более
приспособленная для выполнения функции разбивания первичного потока выхлопных
газов и облегчение работы основного резонатора (одна из функций катализатора,
кроме дожигания).
Есть более качественный и дорогой вариант (от 100$), который применяется для машин
объемом от 2-ух литров: пламегаситель большего объема из нержавейки и покрытый
специальным пластиковым составом. Для данных пламегасителей не страшна наша
зима с соляным раствором на улицах.
Возможна установка универсального катализатора (160$), который вваривается
вместо бочка штатного катализатора.
Пламегаситель или катализатор? Преимущества и недостатки.
Что же выбрать пламегаситель или катализатор и, почему вообще, вместо
катализатора предлагается пламегаситель. Рассмотрим работу катализатора: он
выполняет две основные функции - дожигает СО и СH до экологичесски-чистых CO2 и
безвредных азотистых соединений, что соответствует нормам ЕЕС и, вторая
довольно важная функции - это разбивает поток выхлопных газов, т.е. является
первичным резонатором (пламегасителем). Штатный катализатор очень дорогой (от
450$), и у нас в стране не является необходимым - у нас более либеральные
экологичесские нормы; иномарка с нормально работающим двигателем попадает с
запасом в нормы CO, CH, разрешенные у нас в стране даже без катализатора.
Поэтому возникает вопрос: Что поставить вместо катализатора?
Можно поставить универсальный катализатор, который значительно дешевле штатного
(например, катализатор фирмы Bosal стоит 120$). Плюсы - Ваша машина настроена
на работу с катализатором, минусы - катализатор в России долго не живет (плохой
бензин, плохие дороги)
Поэтому все-таки установка пламегасителя вместо катализатора, наиболее
оптимальный вариант для иномарок в нашей стране. Плюсы - хорошее соотношение
цена-качество; выполняет одну из 2-ух важных функций катализатора, минусы -
худшие экологические нормы ( у нас в стране не карается).
|