У владельца отечественного автомобиля неоспоримое
преимущество: перед ним чистый лист, то есть возможность довести свое
транспортное средство "до ума" и сердца. Тут есть к чему стремиться и
есть что доказать. А если уж довел, то редкий Golf третьего поколения,
оказавшись рядом у светофора, избежит самоуверенного взгляда...
...И пускай он, безжалостно подрезанный, с грустью вспоминает родные
Штигльмайерплатц, Майллингерштрассе и сверкающие бока своих предупредительных
"народных" собратьев.
Как известно из американских фильмов, если ребенок спрашивает откуда он
появился, ему отвечают, что у папы и мамы было так много любви, что из ее
излишков он и образовался. Большая часть людей, порождающих наши машины (а к
ним помимо работников автозаводов нужно отнести и покупателей), излишне,
безоглядно, самоотверженно и горячо любят дешевизну. Поначалу она пряталась за
масками всеобщей стандартизации и унификации, но впоследствии, сильно
подогреваемая патриотизмом и заботой о будущих поколениях, разрослась, наконец,
до такой степени, что заслонила собой все остальное. Теперь даже сами
"родители" не могут прямо смотреть на своих "детей", а все
отводят глаза куда-то в сторону Китая и прячутся друг другу за спины.
Но, однако же, не всех можно чесать под одну гребенку. Бывают оригиналы,
которые любят наши машины хотя бы за то, что и в них есть частица того
великого, что стало символом скорости, роскоши, безграничности человеческих
возможностей и конструкторского гения. Того, что изменило мир и превратилось в
религию для миллионов.
Любовь к автомобилю имеет мало общего с обычной человеческой, которая возникает
из милой безделицы, вроде утомленных авиаперелетом цветочных букетов. Как
только дело доходит до холодильников и микроволновых печей, те предстают перед
хрупкой любовной лодкой грозными айсбергами, с жадностью потребляя
электрический ток и романтические воспоминания. С тюнингом же (сиречь
автовлечением) ситуация прямо противоположная. Все начинается с того, что,
осушив жестяную банку пива, автолюбитель чувствует, как краски мира обретают
приятную насыщенность, и он, с помощью отвертки и помогающих делу выражений,
проделывает в опустошенной емкости соответствующее отверстие и насаживает ее на
ржавую выхлопную трубу. Со временем не остается ни детали, ни системы, которая не
была бы украшена, усилена, доведена или заменена более совершенной. Фанаты
меняют даже жену, а иногда - и тещу. А чувства все не слабеют.
Само собой, что столь интересный предмет как автомобильный глушитель был
упомянут не случайно. Ни один другой аксессуар не способен придать автомобилю
столько стиля, солидности и спортивного духа, производя не только визуальный и
акустический, но и психологический эффект! Обещая впридачу (устами конечно же
безупречно честных производителей!) пятипроцентную прибавку мощности. А как
приятно, усадив соседа по гаражу на корточки рядом с собой, стереть налипшую
грязь с благородного хрома головы мифологической волчицы! Однако австрийское
качество наделяет хищную звериную пасть довольно кусачей ценой. С другой
стороны, понятие "бюджетный вариант" сделалось всеобщим идолом, и
решительно весь потребительский рынок - от стирального порошка до заграничной
турпутевки - захлестнуло волнами соблазнительно дешевых предложений, и нет уже
человека, сумевшего устоять на твердом берегу традиции и здравого смысла. Всех
утащило в океан.
Подобно тому, как истинный театрал, переступив порог священного храма искусств
и оказавшись у вешалки, уже начинает чувствовать соприкосновение с чудесным,
волнующим миром, так и один только внешний вид спортивного глушителя составляет
завораживающую картину. Так же как за "Квадратом" Малевича скрывается
целая необъятная вселенная, так и, взяв в руки покрытую "радикальной"
черной краской выпускную систему, чувствуешь всю мощь замирающих раскатов,
готовых вырваться из цилиндров. А солнечные блики, выстроившись в линию на
холодной полированной поверхности, сверкают апофеозом яростной неукрощенной
энергии, рожденной огнем и металлом.
Тут отечественный товар только набирает ход. Правда, веселенькой
"серебрянкой" отсвечивает только питерский "СВД", остальные
в большей или меньшей степени приближаются к чужестранной продукции (хотя бы
ценой в 2100 рублей, как московский "PASSIK"). Неизвестно, проходит
ли через Санкт-Петербург какая-нибудь загадочная подземная аномалия, но два
других конкурента, а именно "NEX" и
"AS"("Автостарт" в полном варианте, о чем знают не все
продавцы), также оттуда (цена от 700 до 1400 рублей, в варианте из
алюминированной стали с термостойкой порошковой окраской и хромированным
"дулом"). "NEX" бахвалится вариантами "Спорт" с
двумя насадками диаметром 63- или 83
мм, "Турбо" с круглой "бочкой" и
исполнением "Ралли", которое молва считает истинно прямоточным. AS
лирически характеризует свои глушители как "поющие". Поэтому один
называется "Шаляпин" (круглая "бочка", диаметр 83 мм), а другой, потише -
"Штоколов" (срез под 45 градусов на торце глушителя). Впрочем, эти
поэтические тонкости также неведомы рыночным дельцам и первый называют просто
"спортивным", а про второй говорят, что звук будет как у
трехлитрового американского автомобиля. Словом, безжалостно оставляют бремя
выбора целиком на ваш измученный сомнениями вкус и только сбивают с толку.
Кто-то говорит, что "NEX" и "AS" - это одно и то же, кто-то
- что "AS" "откололся" от "NEX", кто-то обещает
гром "Subaru"
WRX, кто-то - вертолетное урчание "Tahoe". Самые прагматичные
предлагают взять что есть: все равно, мол, под машиной не видно.
Поскольку не везде еще проник автоспортивный дух, бывает, что, взглянувши
поутру на свое средство передвижения, владелец находит на нем потеки желтка с
яичной скорлупой, нацарапанное гвоздем нехорошее слово или замечает, что новые
покрышки проткнули самым бесчеловечным образом. И тогда, выкрикнув с десяток
слов, которые убирают из интернет-конференций щепетильные модераторы, грозно
глядит он вверх и по сторонам, пытаясь вычислить среди поднимающихся бетонных
стен и оконных проемов личность ненавистного обидчика. Но невидим стоит
обидчик, спрятавшись за занавеску, гаденько хихикает и потирает руки. Все это
сильно отклоняет от выбора "прямотока"...
Внешне в сравнении с "REMUS" и "NEX", "AS"
смущают довольно грубыми сварными швами (в местах соединения труб, сами
"бочки" закатные). И все-таки "NEX" выглядит аккуратнее, и
хотя окрашен в малопривлекательный серый цвет, сам хромированный
"ствол" выглядит не просто отрезком трубы, а представляет как бы
толстостенную конструкцию с уходящим внутрь отверстием меньшего диаметра. А
это, без сомнения, придает конструкции большую солидность. Наш человек понимает,
что слово "много" никак не подходит не только к водке, но и к
количеству сопл, и уже не может удержаться. Раз есть глушитель с двумя - берет
с двумя, бы был с четырьмя, купил бы и с четырьмя.
Монтаж покупки занимает не более 10 минут - места и способы крепления по
невыясненной причине полностью совпадают.
Можно соблазниться белыми силиконовыми "баранками" по 30 рублей за
штуку, чья втрое (если не вшестеро) большая в сравнении с резиновыми цена
обещает невиданную стойкость к морозу и едкой грязи, но полное отсутствие
маркировки и прозрачный облой внутри заставляет подозревать подвальное
происхождение.
Перед тем же как запустить двигатель, можно заглянуть в теорию одного из
разделов акустики, а именно музыкального. Окраску или тембр звуку придают дополнительные
гармоники (обертона), которые сопровождают основную гармонику - колебание,
частота которого и определяет высоту звука. Если частота колебаний
дополнительных гармоник получается умножением частоты основного колебания на
четное число, то гармоники называются четными, иначе - нечетными. Преобладание
четных гармоник придает звуку теплоту и объем (эффект, характерный для ламповой
аппаратуры), нечетных - остроту и резкость.
Применительно к колебаниям газа в системе выпуска, можно сказать, что подавление
нечетных гармоник делает звук мягким и глубоким, а их преобладание -
агрессивным и жестким. Зарубежные производители заявляют о возможности придания
выхлопу особенностей, характерных, например, для мотора оппозитной или рядной
шестицилиндровой компоновки, независимо от исходного литража и расположения
цилиндров. Более того, это возможно даже для только проектируемого двигателя.
Но если серийное производство автомобиля окупает дорогостоящие исследования с
применением мощных компьютеров, то на рынок тюнинговых запчастей попадают
изделия, полученные более дешевым путем. Эмпирическим.
Насколько длинным был этот путь у специалистов "NEX" - неизвестно, но
изменения есть. Звук стал чуть громче, басовитости прибавилось. Только заметно
это в основном при сбросе газа. Что касается ощущений при длительном движении с
высокой скоростью, то сам отчаянный голос вазовского мотора способен дать фору
работающему неподалеку кузнечному прессу. Впечатление же несколько большего
гула выхлопа, возможно, вызвано не возросшей громкостью работы глушителя, а
увеличением ее на определенном участке звукового спектра, более чувствительном
для человеческого уха.
Точный ответ могли дать замеры, но хранитель дорогостоящего прибора потребовал
надежных рекомендаций со стороны коллег или начальства, а лишний раз получать
их не хотелось. Что было бы, если бы был куплен более громкий вариант
глушителя, насколько органичнее выглядит под бампером "восьмерки"
односопловая версия или модель другого производителя? Как в любом научном опыте,
желая разрешить проблему, вместо одного ответа получаешь десять новых вопросов,
что если не утешает, то свидетельствует хотя бы о непредвзятости исследователя.
|