Смысл наддува двигателя внутреннего сгорания (ДВС) - улучшить
наполнение цилиндров двигателя топливо-воздушной смесью для повышения
среднего эффективного давления цикла и, как следствие, мощности
двигателя путем принудительного увеличения заряда воздуха, поступающего
в цилиндры. При этом существует лишь один вид атмосферного наддува -
так называемый резонансный наддув, при котором используется
кинетическая энергия объема воздуха во впускных коллекторах, и
технически реализуемый с помощью воздушных коллекторов переменной длины
и тщательной настройкой фаз газораспределения двигателя. Все остальные
виды наддува связаны с увеличением давления поступающего в цилиндры
воздуха выше атмосферного, используя для этого различные механические,
электромеханические и газодинамические способы. При турбонаддуве в
качестве привода используется отработавший газ, который в обычном
случае просто выбрасывается в атмосферу, без утилизации его энергии в
полезную работу. При работе двигателя с турбонаддувом выхлопные газы подаются в
турбину, где отдают часть своей энергии, раскручивая ротор
турбокомпрессора, и затем поступают через приемную трубу в глушитель.
На одном валу с лопаточным колесом турбины находится колесо
компрессора, который засасывает воздух из воздушного фильтра, повышает
его давление на 30-80% (в зависимости от степени наддува) и подает в
двигатель. В один и тот же литраж (объем) двигателя поступает большее
по весу количество рабочей смеси и, следовательно, обеспечивается
достижение на 20-60% большей мощности, а за счет использования энергии
выхлопных газов повышается КПД двигателя и снижается удельный расход
топлива на 5-20%. Турбонаддув бензиновых двигателей приобретает в настоящее
время все более широкое распространение, несмотря на некоторые
возникающие при этом проблемы. Первая - это детонация, появляющаяся
вследствие повышенного давления конца такта сжатия и накладывающая
ограничения по максимальной величине объемной степени сжатия в
цилиндрах, и повышенные требования к качеству бензина, а именно к
октановому числу. Во-вторых, предельно высокая максимальная температура
рабочего цикла бензинового двигателя с турбонаддувом требует
повышенного внимания к выбору материалов выпускной системы и лопаток
турбины, конструкции корпусных деталей турбокомпрессора (ТКР),
необходимости дополнительного охлаждения подшипникового узла ТКР, а
также к эксплуатационным качествам моторного масла. Механические нагнетатели могут быть установлены в любом месте
на двигателе, с одним условием - шкив нагнетателя должен быть выровнен
по отношению к шкиву коленвала двигателя, т.к. нагнетатель приводится в
действие ременной передачей. Механический нагнетатель имеет прямую
связь с впускным коллектором и дроссельной заслонкой, соответственно,
при монтаже необходимо учитывать расстояние от нагнетателя до
дроссельной заслонки (впускной коллектор вопросов не вызывает). После
установки нагнетателя необходимо настроить электронные системы
управления двигателем.
|