Любой современный автомобиль должен отвечать требованиям по комфорту и
надежности. Автомобильный кондиционер - важный прибор, позволяющий водителю
всегда чувствовать себя комфортно. Наше предприятие занимается установкой и
обслуживанием систем кондиционирования легковых автомобилей, грузовиков и
автобусов Что такое кондиционеры и особенности их эксплуатации.
Первые аппараты для охлаждения воздуха, разработанные американской фирмой
Carrier Transicold специально для использования на автомобилях, в 1936 году стали
устанавливать на пассажирские автопоезда (седельный тягач плюс прицепленный к
нему "вагон"), курсировавшие между Багдадом и Дамаском. С 1941 года в
США начали серийно оснащать автомобили кондиционерами. Правда, вторая мировая
война почти заморозила все разработки в этой области, но сразу же по ее
окончании дело резко пошло в гору. К началу 90-х годов в США кондиционерами
было укомплектовано 85% легковых автомобилей и 55% грузовиков.
В Союзе кондиционеры поначалу ставили только на правительственные автомобили
("членовозы"). Первый кондиционер, собранный в конце 50-х годов из
отечественных комплектующих, был установлен на семиместный правительственный
лимузин "ЗИЛ-111-Г". Использовались ли до этого кондиционеры
зарубежного производства, выяснить не удалось - принято (или велено?) было
считать, что "членовозы" до последней гайки советские; применение на
них импортных даже мелочей, не говоря уж о заимствовании идей, не
афишировалось. В 60-х годах примитивные установки для охлаждения воздуха за счет
испарения воды использовали на грузовиках, работавших в жарких регионах, но
массового распространения они не получили. Только в 1976 году после
соответствующего приказа Минавтопрома кондиционерами начали оснащать карьерные
самосвалы, "дальнобойные" грузовики и комбайны. Для владельцев же
легковушек это до недавнего времени была роскошь.
Что такое автомобильный кондиционер?
Заглянем в "Современный словарь иностранных слов". "Кондиционер
- аппарат для кондиционирования воздуха". Читаем дальше.
"Кондиционирование воздуха - создание и поддержание в закрытых помещениях
и транспортных средствах состояния воздуха, наиболее благоприятного для
самочувствия людей, ведения определенных технологических процессов, обеспечения
сохранности ценностей и т. п.".
Современные автомобильных кондиционеры - это устройства, регулирующие
температуру, чистоту и циркуляцию воздуха в салоне автомобиля. Конструкций
много. Во всем, что касается подачи воздуха (вентиляторы) и его очистки
(фильтры), кондиционеры разных лет примерно схожи; принципиально же они
различаются только типами холодильных установок.
Методом проб и ошибок разработчики автомобильных кондиционеров постепенно
пришли к выводу: на сегодняшний день оптимальной холодильной установкой
является та, что применяется в современных бытовых холодильниках -
парокомпрессорная, где поглощение тепла осуществляется за счет испарения
специального хладагента - фреона, под давлением прокачиваемого компрессором по
замкнутой системе.
Тривиальная компрессорная холодильная машина пока остается непревзойденной по
совокупности технических и потребительских параметров, особенно по соотношению
"стоимость-эффективность". И усилия основных фирм-производителей
кондиционеров направлены не столько на поиски новых принципов отбора тепла,
сколько на оттачивание конструкций, работающих по упомянутому принципу, -более
тонкая механика, более умная автоматика, "экологические" фреоны,
модный дизайн, эргономика, удобство обслуживания и т. д.
Система кондиционирования довольно сложная система с дорогостоящими
устройствами.
Система состоит из следующих компонентов:
Компрессор - агрегат, заставляющий хладагент циркулировать в системе, причем
привод осуществляется ремнем.
Хладагент - газ фреон R12 или R134a (с 1993 используется только R-134a).
Конденсатор (конденсор) - или по-народному "радиатор кондиционера" -
расположенный перед основным радиатором.
Испаритель - теплосборник, в котором хладагент испаряется и поглощает
тепло.Находится у радиатора отопителя.
Ресивер-осушитель - резервуар для выравнивания давления и осушения хладагента.
Трубки, клапаны, датчики, блок управления, сервисные клапана и прочее.
Принцип работы:
Как сказано выше, привод компрессора осуществляется от двигателя ремнем.
Компрессор гонит хладагент в системе. В конденсаторе хладагент конденсируется,
при этом выделяется тепло. Причем дополнительно конденсатор обдувается своим
электрическим вентилятором. Соответственно в испарителе хладагент испаряется и
поглощает тепло -поступающий воздух охлаждается. Вот и весь принцип.
Сервис:
Bo-время проводить диагностику и сервисное обслуживание, заправлять хладагент
правильного типа.
Что включает диагностика:
проверка герметичности системы спец. тестером
проверка компрессора и приводного ремня
проверка хладагента и компрессорного масла.
За год теряется до 20% обьема хладагента из-за диффузии.
Проверка работы испарителя.
Что можно сделать самому :
помыть конденсатор водой из шланга от грязи и соли. Почистить испаритель или
поставить салонный фильтр (проверка проста - переключили с внешней на
внутреннюю циркуляцию воздуха - если поток возрос, то надо чистить). Проверить
работу эл. вентилятора, послушать компрессор на предмет посторонних скрипов и
шумов, а также вибрации, естественно проверить натяжение приводного ремня. На
ресивере находится окошечко через которое можно наблюдать за состоянием
хладагента:
ничего нет - нормальное состояние или весь хладагент вытек
немного пузырьков - нормальное явление много пузырьков или белая эмульсия -
большие утечки хладагента (систему лучше не включать)
Появление изморози или капелек на трубках, клапанах , соединителях показывает
то, что линия засорилась.
И смотреть в оба (!) на тип заправляемого хладагента, а то в нашей стране чудес
"мастера" могут залить несовместимый тип.
|