Хочу придать машине более спортивный вид, оснастив ее
коваными дисками колес. Как отличить их от обыкновенных литых?
Первое принципиальное отличие кованых колесных дисков от обыкновенных литых
кроется в технологии их производства. Заготовку для кованых дисков делают путем
штамповки, поочередно на двух прессах – сначала с усилием 10 т, затем – 20 т.
Полученная таким образом поковка обрабатывается на металлорежущих станках: с
необходимой точностью обтачиваются посадочные поверхности, вырезаются «спицы» и
фигурные декоративные отверстия. Процесс изготовления кованых дисков сложнее,
чем литых, но полученный результат оправдывает их высокую стоимость.
Во-первых, кованые диски намного прочнее литых – они более стойки к ударам, не
гнутся и не раскалываются. Ковка исключает вероятность скрытого брака металла,
характерного для литья, – раковин, пор.
Кроме того, благодаря более тонким, чем у литых дисков, стенкам кованые колеса
весят значительно меньше. А это положительно сказывается на работе подвески и
ходовых качествах автомобиля.
Визуально кованые изделия, как правило, отличаются более острыми,
нескругленными гранями «спиц» и вырезов, что обусловлено особенностями процесса
«выпиливания» лишнего металла после ковки. Впрочем, некоторые производители
обыкновенных литых дисков (умышленно или случайно – это уже другой вопрос)
повторяют угловатые формы кованых изделий. Поэтому более надежным способом
можно считать «экспертизу» по весу: к примеру, для размера 13 дюймов разница между
коваными и литыми изделиями может составлять более 1 кг.
Другими словами, качественный литой диск «на 13» не может быть намного легче 5 кг, а кованый аналог может
весить и меньше 4 кг.
Кстати, в развитых странах колеса практически не куют: высокое качество дорог
делает ненужным их основное преимущество – прочность.
У украинских спортсменов-раллистов, а также на отечественном рынке
автозапчастей популярны кованые диски российского производства. Их выпускают на
технологических линиях, где производят колеса для боевых истребителей и тяжелых
транспортных самолетов. К слову, их стоимость соизмерима с ценой литых дисков
престижных мировых брэндов.
Масса колесных дисков, кг
Размер
|
Стальные
|
Литые
|
Кованые
|
13"
|
6,0
|
5,2
|
3,9
|
14"
|
7,0
|
6,9
|
5,1
|
|