В средние века самые искусные мастера кисти трудились в
храмах, создавая шедевры живописи во Имя Божие. Современные художники чаще
приносят свое искусство на другой алтарь. Аэрография на автомобиле как шикарная
женщина из высшего общества — многие думают об обладании ею, но немногие могут
это себе позволить.
Те, кто все же решился, вызывают у окружающих восхищенное внимание. Всегда. Не
важно, кому на глаза попадется раскрашенный автомобиль: тинэйджеру, которому до
первой машины предстоит отсидеть еще пару школьных классов, прошедшему по жизни
стороной от автомобилей пенсионеру-библиофилу или проезжему олигарху. Окинут
взглядом, оценят все без исключения. Качественный рисунок на автомобиле —
одновременно демонстрация собственного вкуса и визитная карточка успешного
человека. От плохой жизни рисунки на свой автомобиль не заказывают.
История одного изобретения
Технологию, по которой краска наносится на автомобиль, придумал и
запатентовал в 1878 году американский ювелир Эбнер Пилер. Из нескольких старых
трубок, швейной иглы и самодельного ручного компрессора он смастерил первый
распылитель водорастворимой краски и в качестве отдыха от возни с алмазной
крошкой и золотой стружкой в своей мастерской рисовал с помощью этого
инструмента пейзажи родного штата Айова. Права на его изобретение купила фирма
Liberty Walkup, которая в 1884-м занялась «раскруткой» нового способа живописи,
названного «аэрографией», и продажей первых моделей распылителей, получивших
название airbrush (воздушная кисть). Вскоре фотографы всего мира активно
использовали airbrush для ретуши или раскрашивания черно-белых снимков.
Причем «бесконтактная» техника нанесения краски позволяла получать как четкие и
тонкие, так и размытые контуры и линии, благодаря чему рисунки, сделанные
аэрографом, по восприятию были очень близки к качеству настоящих фотоснимков
того времени. Некоторые фотосалоны даже предлагали клиентам такие услуги, как
добавление на фото новых деталей или полное изменение заднего плана.
Настоящий бум аэрографии начался в начале ХХ века. Аэрограф тогда был для
художника таким же модным и полезным инструментом, как сегодня лэптоп для
бизнесмена. С помощью «воздушной кисти» рисовали объявления, афиши, рекламные
плакаты и иллюстрации в журналы. Почти все рисунки, в которых требовалась передача
изображения фотографического качества, делали методом airbrush.
Первые аэрографические изображения, появившиеся на автомобилях, имели
исключительно утилитарную функцию — это были номера на кузовах гоночных машин.
Затем борта спортивных автомобилей стали украшать названия и логотипы
спонсоров, а также изображения завоеванных кубков. Следующей ступенью эволюции
«спортивной аэрографии» были уже художественные рисунки — различные символы,
огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы. С течением времени
автоспорт становился все более популярным и профессиональным, количество
спонсоров увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности кузова гоночного болида
становился дорогостоящим товаром. Поэтому «некоммерческие» изображения вскоре
покинули автоспорт. Однако художественная роспись автомобилей не умерла, а
продолжала активно развиваться в частном секторе. Уже в 40-х годах в Америке и
Европе появились специальные фирмы, наносящие на автомобили несложные
изображения, состоящие не более чем из двух-трех цветов, а спустя еще десять
лет многочисленные airbrush-ателье предлагали владельцам автомобилей рисунки
любой сложности фотографического качества.
В Россию автомобильная аэрография добралась лишь к середине 80-х годов, зато
всего за несколько лет прошла все стадии взросления и развития, от напыления из
баллончика сквозь трафарет одноцветных драконов до полного художественного
оформления автомобиля с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры стоимостью
несколько тысяч долларов. Заморские технологии превращения машин в живые
картины стали доступны всем и оказались не сакральным волшебством (как думали
многие отечественные автовладельцы в советское время), а вполне приемлемым
средством подчеркнуть индивидуальность владельца.
Ловкость рук и немного фантазии
Роспись автомобиля начинается с выбора темы рисунка. У любого хорошего мастера
всегда под рукой есть база разных изображений, из которых владелец автомобиля
сможет выбрать себе подходящее. Просмотр каталогов и альбомов с фотографиями
всегда занимает довольно много времени, но типовые рисунки не выбирают почти
никогда. Или выбирают с массой изменений, ведь здесь как нигде важна
уникальность будущего рисунка. Затем начинается самый сложный процесс, в особо
трагических случаях способный растянуться на много месяцев. Художники делают
эскизы и согласовывают их с клиентом. Формула стадии согласования выглядит
следующим образом: разница восприятия одного и того же рисунка художником и
заказчиком прямо пропорциональна времени, потраченному на утверждение эскиза.
Некоторые мастера говорят, что иногда возникает желание вообще отказаться от
работы. В такие моменты, например, когда, взглянув на уже девятый по счету
эскиз, владелец машины говорит, что оттенок чешуи сказочного дракона надо бы
сделать капельку позеленее, красавицу в лапах этого дракона чуть пообнаженнее,
да и вообще, пусть лучше это будет не дракон, а зверь рыкающий. Разумеется,
гораздо проще, когда клиент, полагаясь на опыт и мастерство художника,
предоставляет ему самому выбор сюжета и его реализацию. По словам самих
аэробрашеров, только в этом случае способны родиться настоящие шедевры.
После утверждения рисунка ассистенты мастеров воздушной кисти приступают к
специальной подготовке машины, напоминающей подготовку к обыкновенной покраске
кузова. В некоторых случаях начинают с арматурных работ — например, если
рисунок наносится на дверь, необходимо снять с нее молдинги, ручку и уплотнение
стекол. То же касается решетки радиатора, «мулек» на капоте и крышке багажника,
фар, а порою снимают даже боковые стекла-форточки. Потом автомобиль
подвергается трудоемким и очень пыльным процедурам — удалению старого лака и
«лечению» мелких очагов коррозии: трещинок, сколов краски, небольших вмятин и
царапин. Все это убирается, шпатлюется и зашкуривается, иначе все дефекты
вылезут из-под нового лака в ближайшие месяцы. Затем на машину наносят слой
основы — фон будущего рисунка, и передают художнику. В зависимости от характера
изображения художник подбирает краски различных колеров, нужных для работы, и,
если необходимо, изготавливает трафареты. Затем с помощью аэрографа рисунок
послойно наносится на кузов. Иногда, для выполнения особенно тонких и мелких
элементов рисунка, мастера все же применяют кисти и даже специальные карандаши.
После нанесения рисунка машина попадает к малярам, которые накладывают на
рисунок несколько слоев лака для защиты его от воздействия окружающей среды.
Затем лак сушится в специальной сушильной камере. Сушка лака не менее
ответственный процесс — температура в камере не должна превышать 60 градусов,
иначе могут испортиться пластиковые детали автомобиля. Некоторые лакировщики
также считают, что при температуре больше 60 градусов лак может потечь,
вскипеть или растрескаться, а это приведет к переделке всей работы. Нанесение
рисунка вместе с подготовкой и лакировкой обычно занимает около двух недель,
хотя некоторые машины порой проводят в мастерской и больше месяца. Срок работы
в этом случае определяет не быстродействие мастеров, а сложность сюжета.
От Питера до Москвы
В любом крупном городе нашей страны обязательно найдется специалист, способный
качественно «задуть» рисунок на автомобиль. Однако сложившиеся стили сегодня
есть лишь у аэробрашеров Москвы и Петербурга, а произведения региональных
умельцев пока не поддаются четкой классификации — вдалеке от двух столиц клиент
еще только начинает созревать, и интересные работы там встречаются довольно
редко. Зато по столичным улицам сегодня ездят десятки эксклюзивных машин с
авторскими рисунками. Основная черта, по которой можно отличить «московскую
школу» аэрографии — это оформление более «свежих» моделей автомобилей.
Питерским художникам по большей части достаются уже поездившие машины. В
Петербурге редкость, чтобы клиент привез аэробрашерам автомобиль прямо из
автосалона, в Москве же это случается довольно часто. Существуют и сюжетные
различия, которые, правда, в большей степени зависят от личности художника. Но
ведь на человека влияет место, в котором он живет.
Сюжеты московских мастеров смелее и агрессивнее. Можно сказать, что в области
аэрографии финансовая столица ушла дальше культурной. Это вполне объяснимо —
здесь раскрашенных автомобилей больше в разы, поэтому желающим выделиться (а в
подавляющем большинстве случаев автомобили разрисовываются именно для этого)
приходится проявлять больше фантазии и энергии.
Одним из самых знаменитых мастеров авторской росписи в Москве считается Ильнур
Мансуров, на счету которого десятки уникально оформленных машин. По его словам,
гораздо эффективнее расписывать машины целиком, а не наносить отдельный рисунок
на один из элементов. Каждый автомобиль, побывавший в его мастерской, содержит
свою эстетическую концепцию. Например, на Lamborghini изображены бегущие быки —
как символ мощи автомобиля и этого брэнда вообще, а «женский» родстер Merсedes
украшен яркими подсолнухами, лепестки которых разлетаются, придавая автомобилю
дополнительную визуальную динамику.
Кроме того, Ильнур — один из немногих автомобильных художников, считающих, что
интенсивность цвета рисунка зависит от автомобиля и воплощаемой идеи. Среди
крупных фирм на столичном рынке аэрографии выделяются такие имена, как Deep
Rising и Airbrushstudio. Фирма Deep Rising специализируется на тюнинге
интерьера и экстерьера автомобилей, но при этом замечена в создании очень
интересных работ в области аэрографии — Hummer1, украшенный американской
атрибутикой, и Dodge Ram 2500, оформленный в популярном стиле «водный мир».
Airbrushstudio — типичный пример «малярки», выросшей до уровня серьезной
художественной мастерской. Работы этих ребят — Mitsubishi 3000 GT «Воздушная
атака» и совсем свежая Porsche 911 Сarrera «Гости из будущего» — появляющиеся
на автомобильных выставках, говорят об их серьезном творческом потенциале.
Профессиональные аэробрашеры Санкт-Петербурга немногочисленны. До последнего
времени чаще всего на здешних улицах встречались машины, оформленные компаниями
North Customs и «Автодело». Творческий коллектив North Customs составляют два
харизматичных байкера с бородами, как у ZZ TOP, известные под кличками Джон и
Стик. И хотя с большей охотой они берутся за оформление мотоциклов, автомобилей
ими также разрисовано немало. Самые яркие из работ North Customs: BMW Z3 «Дикая
кошка», Mitsubishi Pagero «Звездные войны» и Audi TT в стиле эпохи
авиаромантизма. Фирма «Автодело», помимо нанесения небольших рисунков на
множество питерских автомобилей, знаменита оформлением Chevrolet Suburban по
мотивам произведений древнерусской литературы — на одном борту изображена
панорама Куликова поля до битвы, на другом — в самый ее разгар, на капоте Илья
Муромец, на задней двери Ярославна и ее плач.
Одна из самых молодых и многообещающих airbruh-мастерских Петербурга — «Авто
Арт Студия». За несколько лет работы фирма собрала внушительное портфолио, в
котором немало интересных работ, например «Индейский» Jeep Wrangler Laredo (о
котором мы писали в одном из прошлых номеров), BMW Х5 «Водный мир» и «Фиат
Купе» в техногенном стиле. Московский и питерский стили аэрографии можно
назвать полноценными «школами» еще и потому, что в каждом из городов существуют
свои курсы обучения мастерству airbrush, на которых будущим художникам
воздушной кисти преподается разная теория и разные эстетические принципы. В
Москве просветительской деятельностью занимается Ильнур Мансуров в учебном
центре Штандокс, а вот где находится учебный центр питерских художников —
неизвестно, известно лишь то, что он организован ребятами из North Customs.
И напоследок объясним, почему этот материал оказался в рубрике «Тюнинг». Все
очень просто. Тюнингом принято называть любое изменение в конструкции
автомобиля, которое не относится к его ремонту. С этой точки зрения, аэрография
— это тюнинг, причем абсолютно эксклюзивный. Рисунки ведь не повторяются.
|