Главная » Статьи » Автомобильные Статьи » Экстерьер |
Абсолютное большинство серийных автомобилей оснащено стандартными дверями. Это так называемый OEM (Original Equipment Manufacturer – производитель оригинального оборудования, или попросту стандартные запчасти). Петли слева, ручка справа, дверь распахивается справа налево, по ходу движения автомобиля. Все автопроизводители признали такой вариант наиболее практичным и приемлемым с точки зрения как производства, так и безопасности. Но ведь человеку этого всегда недостаточно. А где же понты? Где фетиш? Где особенность и индивидуальность? И тогда начали появляться новые идеи, и автопроизводители стали предлагать населению эксклюзив. Двери-крылья Наибольшую известность получили двери гильотинного типа, или двери-ножницы
(scissor), ставшие своего рода визитной карточкой автомобилей Lamborghini. В
данной концепции двери открываются непосредственно вверх. Точка опоры обычно
располагается в верхнем углу двери, около А-образной опоры. Поднимает дверь
специальный амортизатор. Существовали конструкции, в которых вверх поднимался
целиком колпак салона: двери, крыша и лобовое стекло автомобиля. В качестве
примера можно привести самодельный автомобиль Александра Кулыгина «Панголина».
Также нельзя не вспомнить интересные работы германского автомобильного ателье
Isdera, наделившего свои автомобили дверьми, которые также открывались
вертикально, но каждая со своей половинкой лобового стекла. Другой
интереснейший вариант открывания дверей многим запомнился по фильму «Назад в
будущее», в котором Марти МакФлай управлял автомобилем Delorean. Но еще в Также можно упомянуть и заслужившие весьма меткое название «суицидальные
двери». В них нет ничего особенного, просто петли и ручки поменялись местами.
То есть дверь открывается подобно обычным, но в обратную сторону. А названы они
так пугающе потому, что, в отличие от классического дизайна, эти двери при
самопроизвольном открытии, в особенности во время движения, могут привести к
весьма печальным последствиям. Однако именно такой способ открывания дверей
применялся на многих машинах в прошлом. Да и теперь все чаще можно встретить
подобные конструкции на концептуальных автомобилях в дизайне задних дверей.
Таким образом производители убирают среднюю стойку, что позволяет открывать
большой проем. Если использовать такие яркие аналогии, то еще один
комбинированный вариант можно было бы назвать «бабочки-самоубийцы». Речь идет о
концепте Audi RSQ, использованном в фантастическом фильме «Я – робот». Здесь
двери открываются слева направо и слегка вверх с подворотом. Не менее интересен
и довольно часто встречающийся вариант – сдвижные двери. Зачастую такой способ
открывания двери используется в минивэнах и прочих автомобилях в качестве
пассажирских дверей. Но не так давно компания Peugeot показала свой интересный
проект 1007. Здесь небольшой 3-дверный однообъемник имеет две боковые двери с
электрическим сдвижным приводом, позволяя обойтись вообще без рук. В Тюнинг Было бы странно, если бы никто не предложил использовать такой простой и в то же время весьма яркий способ изменить внешность автомобиля. Такие известные тюнинговые ателье, как Fab, Hamann, Kleeman, в ряде своих проектов использовали идеологию механизма поднятия дверей, примененного на McLaren Mercedes SLR. Не каждую машину можно оборудовать подобным устройством без серьезных внедрений в конструкцию. В любом случае это достаточно сложный труд. Хотя сам по себе механизм довольно простой, а в случае крепления двери в двух точках (т. е. еще и на передней стойке) он получается еще и достаточно прочным и устойчивым. Но благодаря большей универсальности значительную популярность получили другие устройства. Существует несколько различных вариантов конструкций, позволяющих переделать практически любой автомобиль, дав ему двери-ножницы. Причем переделывают не только двухдверные спорткупе, но и вполне обычные седаны, универсалы и даже внедорожники типа Hummer. Объединяет их одно – все они выполнены по технологии двери-ножницы, т. е. так или иначе подражают стилю Lamborghini. Да и сами названия таких комплектов весьма выразительны: Lambo Door Kits, Diablo Doors и т. д. Как и многие другие способы тюнинга, такие комплекты очень популярны в США. Здесь можно упомянуть такие фирмы, как Decah VDC (Vertical Door Conversion), Import Precision VLS (Vertical Lift System), GTFactory, AutoLock, Extreme Doors. Но есть и европейские производители подобных систем. LSD (Lambo Style Door) – германский эволюционировавший вариант комплектов Decah, Eurotek LSD – Бельгия, Lambotek – Великобритания. Все эти комплекты могут различаться по своей конструкции, но принцип у всех один и тот же. Имеется одна верхняя петля с несколькими степенями свободы. То есть дверь сперва нужно приоткрыть, а уж затем задрать наверх. Сделано так потому, что, в отличие от своего предка Lamborghini, обычные городские автомобили не приспособлены для непосредственно вертикального открывания дверей. Конструкция передних стоек, рамки стекол, замкового узла и т. п. делает попросту невозможным такой вариант. Зато практически все такие установочные комплекты обеспечивают полную сохранность двери. С ней, как правило, никаких работ не проводится. Сохраняется и замковая часть. Посему закрывать ее можно лишь классическим способом. Но кое-что переделывать придется. Рассмотрим процесс такого тюнинга на примере установки комплекта типа LSD. Комплект состоит из петлевого узла, амортизаторов, которые будут поднимать и удерживать в открытом состоянии саму дверь, удлинителя проводки (не всегда входит в комплект) и руководства по установке (если устанавливать самостоятельно). Установка начинается со снятия передних крыльев. Довольно часто для этого приходится снять головную оптику и даже передний бампер. Также удаляется фиксатор открывания двери. Саму же ее закрепляют в дверном проеме в своем обычном положении. Часто это делается при помощи особо прочного скотча. Когда дверь зафиксирована, снимаются петли двери и крепления крыла. Электропроводку, проходящую в дверь, довольно часто необходимо удлинить, поскольку новая траектория открывания двери нуждается в более длинном жгуте. Далее начинается предварительный крепеж новых петлевых узлов. В идеале, если комплект петель предназначен для определенного автомобиля, он должен четко вставать на штатные места крепления двери и кузова и фиксироваться стандартными болтами. Теперь это норма. Первые же комплекты делались на такие машины, как, например, Honda Civic, а уж затем их прилаживали ко всем машинам индивидуально. И сейчас можно нередко встретить такую фразу, что на Civic комплект встает без проблем, а для другого автомобиля придется повозиться. И если комплект такой универсальный, то чаще всего делается специальный переходник на дверь (чтобы ее не изменять), а уже к нему приваривается новая петля. То же верно и для закрепления петли на кузове, но чаще или в ней высверливают новые посадочные отверстия, или ее попросту приваривают. Варианты бывают разные, все индивидуально. Предварительно закрепив петлю, устанавливают и закрепляют амортизатор поднятия двери. Далее начинается подгонка и выравнивание двери в проеме. Проверяется то, как она открывается, не задевает ли за детали кузова. Для грубой подгонки крепежные отверстия на петлях сделаны щелевыми. Для тонких регулировок в комплектах часто предусматриваются специальные регулировочные болты. Когда все отрегулировано, крепежные болты последовательно и постепенно (чтобы исключить уход настроек) затягиваются, а затем зачастую и прихватываются точечной сваркой, чтобы исключить самопроизвольное отворачивание, и эти места подкрашивают во избежание коррозии. Затем дверь снова проверяют на беспрепятственное открывание. Но куда больше достается крылу. Ему приходится вырезать внутреннюю стенку, находящуюся в дверной нише. Этого требует новый механизм открывания. Разрезанные края, как правило, загибают внутрь крыла. Все описанные выше процедуры повторяются с другой дверью. Далее все собирается обратно. Не слишком изящную дырку, появившуюся в районе новых дверных петель, иногда облагораживают специальными пластиковыми накладками, оставляющими лишь необходимую щель для беспрепятственной работы механизма. Вся работа в зависимости от машины и комплекта может занимать от 6 часов и более. Правда, существуют устройства, которые можно поставить и за пару часов, и, по словам самих компаний, они не требуют вообще никаких переделок – только замены штатных петель на новые. Никакой сверлежки, сварки и особенно резки железа. Как я и сказал, выбор весьма широк. Вопросы Основной вопрос, задаваемый многими – безопасность. Дело в том, что конструкция петли–дверь–замок – важнейший элемент каркаса безопасности всего автомобиля. Новые петли, какими бы суперпрочными они ни были, сохраняют стабильность этого узла не на все 100%. Точки опоры и фиксации двери изменены. То есть не факт, что их не заклинит при лобовом столкновении. Но, с другой стороны, краш-тесты с автомобилями, оборудованными такими устройствами, никто никогда не проводил (по крайней мере, мне такие случаи неизвестны). Да и материал, из которого изготавливаются такие детали, куда прочнее, чем у заводских петель. Посему придется оставить этот вопрос без окончательного ответа. Даже у Lamborghini в открытом состоянии такие двери слегка раскачивались. Тюнинговые комплекты не исключение. И здесь важно выбрать кит под свою дверь. Обилие динамиков и электроприводов делают ее весьма тяжелой. Петля должна быть достаточно мощной и прочной. Так, например, комплекты типа LSD лично мне показались чересчур ажурными, тогда как устройства GTFactory даже на вид очень массивные. Видимо, этот фактор и повлиял на то, что именно последние комплекты можно приобрести и установить в России. Важный вопрос – возврат к прошлому. Если использовать комплекты «direct bolt on», т. е. снял старые петли, надел новые, никакой сварки и т. п., то вернуть старый механизм не так уж и трудно. Тем более что штатные замок, уплотнения и пр. остаются. В другом случае придется восстанавливать покрытие, менять крыло и т. п. То же можно сказать и о возможности самостоятельной переделки своего автомобиля. А теперь о самом интересном – о цене. Стоимость таких комплектов варьируется примерно от $800 до $2000–2500. Стоимость установки – вещь весьма неопределенная. Но даже если судить по объему работ и нормочасам, можно рассчитывать на суммы порядка $1000–2000. Деньги немалые, зато каков эффект. Снаружи – стандартный автомобиль, но, стоит лишь припарковаться где-то в людном месте и открыть дверь, к примеру, своей «восьмеры», можно быть на все сто уверенным в реакции людей на столь уникальную трансформацию. Все остальное будет не существенным. Хотя следующим вопросом, скорее всего, будет: «А что, она и ездит так же, как Lamborghini?» | |
Просмотров: 1696 | |
Всего комментариев: 0 | |