Одни считают, что она уродует
автомобиль. Другие полагают, что она – неотъемлемый атрибут стиля. Ее
хотят удалить и планируют сделать. Но не нашлось никого, кто сказал бы
«мне все равно, есть она или нет». Зато про нее скопилась гора
вопросов. Оно и понятно: солнечные дни приближаются.
Что такое тонировка?
Банальный
вопрос – банальный ответ: тонировка (или тонирование) стекла – если вне
завода, то это нанесение на него специальных материалов –
светофильтров, изменяющих его цветность и светопропускные свойства.
Как она делается?
Существуют
два способа тонировки. Один – это напыление на внутреннюю сторону
стекла тонкого слоя металла или полимера. А другой – оклеивание стекла
изнутри цветными пленками.
Что дает тонировка?
Первое
– это, собственно, ради чего она и делается, – затемнение стекла. Как
результат – создание более приятной внутренней атмосферы в машине и
меньшая просматриваемость салона снаружи, что для многих тоже имеет
значение. При этом затемненный салон будет меньше выгорать от солнца.
Не стоит забывать и об эстетической составляющей.
Наконец,
тонировка пленкой дополнительно укрепляет стекло, препятствуя
образованию мелких осколков. Особенно полезно это при тонировании
отечественных машин, боковые стекла которых каленые и при аварии
рассыпаются в мелкую крошку. У автомобилей для спорта нередко стекла
специально оклеиваются бесцветной пленкой – для укрепления.
Что можно тонировать?
В машине тонировать можно все стекла: лобовое, заднее и боковые, всю оптику: фары и задние фонари, кроме того – зеркала.
Надо ли снимать стекла?
При
тонировке напылением – надо. При тонировке пленками – стекла не
снимают. В некоторых случаях может понадобиться только демонтаж
декоративных элементов, накладок и уплотнений.
Можно ли делать тонировку на стекле с нитями обогрева?
Можно.
Качественная пленка выдерживает высокие температуры и обогрев ей не
страшен. С тонировкой напылением вопрос сложный. Тут возможно осыпание
материала вдоль нити нагрева из-за разницы в коэффициенте
температурного расширения.
Как реагирует тонировка на морозы и жару?
Качественная тонировка не боится ни сильных холодов, ни сильной жары. От солнца не выгорает.
Что значит «качественная» или «некачественная» тонировка?
Качество
тонировки определяют две составляющие: материал и исполнение работ, от
которых в итоге зависит результат. Стекло должно быть покрыто абсолютно
полностью, без всяких светлых полосок по краям. Никаких пузырей,
отслоений и заломов пленки. Цвет должен быть везде одинаковым. Не
должно быть оптических искажений и радужных разводов.
Насколько долговечна тонировка?
На
станциях дают гарантию в среднем от 1 года до 2 лет. Но на практике
качественно сделанная тонировка может простоять и много дольше, прежде
чем на ней начнут появляться потертости и царапины.
Сколько стоит тонировка?
В
зависимости от автомобиля – площади остекления и конфигурации стекол,
средняя стоимость по Киеву составляет от 100 до 300 долларов за
машину.
Много ли вариантов по цвету?
При
тонировании пленкой число вариантов очень велико. Гамма цветов и
вариации практически не поддаются учету. Тут сине-фиолетовые, дымчатые,
зеленоватые, коричневые и прочие тона. Есть пленки с зеркальным
эффектом, есть двухцветные, есть с рисунком.
Кто производит тонировочные пленки?
Из известных производителей можно назвать такие марки, как Johnson, LLumar, SunTec.
Можно ли сделать тонировку самому?
Тонировку
напылением – нельзя, поскольку требуется специальное оборудование.
Тонировку пленками – теоретически можно. Но, как было сказано выше, для
качественного результата требуются навык в работах по тонированию,
знание нюансов. Так что быстро и просто, да при этом и хорошо, – не
получится.
А можно ли снять старую тонировку не испортив стекло?
Можно
– это называется растонированием. При тонировке пленками старую удалить
можно всегда. Когда это делается на станции «отмачиванием» специальным
реактивом, стекло не повреждается никак и его прозрачность не страдает.
При тонировке же напылением это вопрос: большинство напылений таковы,
что удалить их без вреда для стекол нельзя.
Допускают ли тонировку Правила дорожного движения?
Из
пункта 7.2 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается
эксплуатация ТС» и требований ГОСТ 5727 88 вытекает следующее. Если
есть оба наружных зеркала, то на задних стеклах (включая боковые)
тонировка может быть любого цвета и интенсивности – хоть закрась их
краской. Но спереди – в т. н. зоне обзорности водителя –
светопропускание стекол должно быть не менее 75% на лобовом стекле и
70% на передних боковых. Зеркальный эффект здесь не допускается. При
этом считается, что само заводское стекло уже изначально поглощает
около 20%.
Поэтому, для соблюдения Правил, спереди можно
сделать разве что только очень «легкую» тонировку. Либо, если заводские
стекла уже изначально затемнены, совсем отказаться от нее. Да и в любом
случае всегда есть вопрос: как «поймать» эти проценты и не выйти из
ГОСТа.
На честно работающей станции по вопросу тонирования
передней части всегда должны дать ответственную консультацию. И если
для тонировки возможности нет – навязывать ее не будут.
Кто проверит?
Вся
суть возможной проблемы не в прохождении техосмотра и не в претензиях
инспектора ДПС. На правильность тонировки обязательно обратит внимание
страховая компания, когда возникнет вопрос о выплате страховки. И если
экспертиза страховщика признает, что тонировка не по ГОСТу – в выплате
будет отказано на абсолютно законных основаниях.
|