Главная » Статьи » Автомобильные Статьи » Экстерьер |
Крылатые машины (аэродинамика)
НА ЭТИ ВОПРОСЫ не так легко ответить, как
кажется на первый взгляд. И все же попытаемся это сделать. Для начала
необходимо разобраться с терминологией. Спойлер — часть аэрокита любой заряженной машины. Задача этой детали — оптимизировать поток набегающего воздуха, усмирять вихри, возникающие при движении. Различают передний и задний спойлеры, а также аэродинамические щитки. ПЕРЕДНИЙ СПОЙЛЕР Его размещают под передним бампером. Он прикрывает элементы двигателя, подвески, трансмиссии и. кроме того, рассекает воздушный поток, набегающий на автомобиль, на две части. Большая часть направляется вверх — на бампер и капот, меньшая — вниз, под днище. Тем самым уменьшается вихреобразование и замедляется рост давления (подъемной силы) под кузовом, что положительно сказывается на управляемости автомобиля. Самый распространенный и доступный передний спойлер — жесткая юбковидная накладка, крепящаяся под бампером и имеющая разные формы и виды (в зависимости от степени индивидуализации машины}. Однако есть и более оригинальные варианты, например, спойлеры. подвешенные под бампером на пружинах, либо оснащенные механической регулировкой угла наклона. В первом случае под давлением набегающего потока воздуха спойлер опускается, пропорционально увеличивая площадь отсекания воздуха и четко регулируя прижимающую силу. При механической регулировке выбирается лишь одно положение, оптимальное с точки зрения условий предстоящей поездки. Передний спойлер, как правило, применяют в сочетании с аэродинамической юбкой, которая позволяет „выгнать" воздух из-под днища, способствуя более жесткой управляемости и улучшению устойчивости при движении на высоких скоростях (более 100 км/ч). Один из путей борьбы с „подпольной деятельностью" попадающего под кузов воздуха — применение так называемого гладкого днища. Это достигается установкой снизу листов, которые по возможности закрывают все днище, тем самым снижая вероятность возникновения завихрений. Кроме того, листы довольно эффективно защищают само днище и элементы ходовой части от повреждений при переезде через неровности и от различных сюрпризов на дорожном полотне ЗАДНИЙ СПОЙЛЕР И АНТИКРЫЛЬЯ Основное требование к аэродинамическим деталям боковин и задка — правильная организация завершения обтекания кузова, что. вопреки распространенному мнению, для обеспечения устойчивости важнее, нежели результат работы передних аэродинамических элементов. Задний спойлер на крышке багажника и отсечная кромка под задним бампером уменьшают аэродинамическую тень (область низкого давления с турбулентными неупорядоченными потоками) позади автомобиля и улучшают обтекаемость, препятствуя резким завихрениям воздуха при сходе со стекол и выходе из-под днища. Антикрыло — это тот же задний спойлер, с той лишь разницей, что оно вынесено в область невозмущенного воздуха, а спойлер является как бы частью кузова. Подобно спойлеру, антикрыло устанавливается на багажник и создает прижимную силу, которая противодействует уже упоминавшейся подъемной силе. Антикрыло, как и спойлер, создает направленное движение воздуха, что уменьшает аэродинамическую тень задней стенки кузова, ее загрязненность. А вот чего нет у спойлеров. так это горизонтальных стоек, которые помимо своей основной функции зачастую играют роль дополнительных стабилизаторов продольной устойчивости. Форму и угол атаки (накпона) спойлеров и антикрыльев подбирают экспериментально, стремясь снизить воздушное сопротивление и увеличить прижимную силу. V стационарных антикрыльев угол атаки обычно не превышает 4-5°, а сечение напоминает профиль перевернутого самолетного крыла. Существуют также выдвижные крылья (например, у „Porsche 911 Turbo"), крылья с механической и электрической регулировками угла атаки. Иногда используют двойные антикрылья, которые часто устанавливают на разные углы атаки. ДЕФЛЕКТОРЫ, ЩИТКИ, КРЫЛЫШКИ, ЗАКРЫЛКИ В последнее время дизайнеры тюнинговых фирм все чаще уделяют внимание мелким элементам модернизации дефлекторам, щиткам, крылышкам, закрылкам. Эти детали скорее декоративные, нежели чисто аэродинамические. Но они тоже работают — создают направленный поток воздуха от менее обтекаемых деталей к более аэродинамически выверенным. Аэродинамические щитки-спойлеры — это накладки в передней и задней частях крыши над стеклом, необходимые для прогнозируемого срыва воздушного потока в намеченном месте, с тем чтобы сократить аэродинамическую тень и уменьшить загрязнение стекол. Другой вид аэрощитков — дефлекторы, которые предназначены для специального направления движения воздуха. Существует несколько видов этих деталей. Те, которые устанавливаются на кромку капота или сверху головной оптики, необходимы для управляемого завихрения воздуха в этих местах, дабы воздух с грязью, пылью, насекомыми в турбулентном состоянии проносился над капотом, не загрязняя его. Чуть иной формы дефлектор устанавливают на кромку капота, примыкающую к лобовому стеклу. В этом случае он играет роль споилера — улучшает переход воздушных масс с капота на стекло, а также прикрывает щетки стеклоочистителей, что сказывается на улучшении обтекаемости кузова и уменьшает загрязненность стекла. Дефлекторы третьего типа устанавливают на задних стойках кузова. Предназначены они для забора чистого воздуха с боковин и направления его на заднее стекло, создавая прослойку между кузовом и ниспадающим с крыши грязным воздухом. Чаще всего такие детали устанавливают на кузова типа хетчбэк. Отдельная каста — дефлекторы, подающие воздух на радиатор печки и в систему вентиляции, а также к двигателям с воздушным охлаждением. капель дождя, При опущенных боковых стеклах они уменьшают „взрывание" турбулентного воздуха в салон, повышая комфорт езды в автомобиле. К аэродинамическим деталям, уменьшающим загрязнение кузова, можно отнести и накладки на выступающие ручки дверей. После их установки уменьшается загрязненность замка, механизма привода и ручки двери. Грань между хорошим дизайном и хорошей аэродинамикой очень зыбка. И довольно сложно найти компромисс между ними. Стоит применить элемент неправильной формы, установить его з неправильном месте или не согласовать его работу с работой других элементов — и в результате вместо пользы будет только вред. Но если вы решили сделать свой автомобиль привлекательным и аэродинамичным эта проблема разрешима, И МНОГОЕ ДРУГОЕ Характерная черта многих тюнингован-ных автомобилей — накладки-уширитепи крыльев в районе колесных арок. Такие уширители по аэродинамическим соображениям нужны в двух случаях. Первый, когда на автомобиле установлены очень широкие покрышки, либо уширители ступиц, из-за чего колесо вынесено за кузов; накладки закрывают колеса и образуют „трамплин" для набегающего воздуха. Второй — накладки с большим радиусом закруглений, точно прикрепленные к кузову и облегающие колесо, обеспечивающие улучшение обтекаемости кузова автомобиля. В аэроките современных машин есть и оконные обтекатели-„ветровики". Это легкие пластиковые или алюминиевые детали, устанавливаемые на верхний край дверей и предназначенные для „отбрасывания" насекомых, пыли, капель дождя, При опущенных боковых стеклах они уменьшают „взрывание" турбулентного воздуха в салон, повышая комфорт езды в автомобиле. К аэродинамическим деталям, уменьшающим загрязнение кузова, можно отнести и накладки на выступающие ручки дверей. После их установки уменьшается загрязненность замка, механизма привода и ручки двери. Грань между хорошим дизайном и хорошей аэродинамикой очень зыбка. И довольно сложно найти компромисс между ними. Стоит применить элемент неправильной формы, установить его з неправильном месте или не согласовать его работу с работой других элементов — и в результате вместо пользы будет только вред. Но если вы решили сделать свой автомобиль привлекательным и аэродинамичным эта проблема разрешима | |
Просмотров: 1266 | |
Всего комментариев: 0 | |