Главная » Статьи » Автомобильные Статьи » Электроника |
Чип-тюнинг - как он работает
Как работает чип-тюнинг? Чтобы понять это,
необходимо представлять себе, как работает электронный впрыск топлива. Несмотря
на разнообразие и конструктивные отличия систем впрыска, принцип их работы
одинаков. И конечная цель тоже: в нужный момент впрыснуть во впускной коллектор
или непосредственно в цилиндры двигателя строго определенное количество
топлива. Кроме того, в заданный момент времени необходимо поджечь
образовавшуюся топливовоздушную смесь, подав команду системе зажигания.
«Мозгом» электронной системы впрыска является контроллер. Для оптимального
управления двигателем контроллеру необходима информация о положении коленвала,
количестве поступающего в цилиндры воздуха, степени открытия дроссельной
заслонки, температуре мотора, скорости автомобиля. На основе первичных данных
от датчиков компьютер рассчитывает момент и длительность впрыска топлива, а
также момент, когда необходимо поджечь получившуюся топливовоздушную смесь.
Результатом расчетов становятся команды топливным форсункам и системе
зажигания. Какую же роль в работе впрыска играет пресловутый чип? Получив
информацию от датчиков, процессор контроллера обращается к специальным таблицам
данных, в которых заранее прописана зависимость длительности впрыска и момента зажигания
от начальных данных — расхода воздуха, нагрузки на двигатель, его оборотов и
т.п. Эти таблицы еще называют «картами впрыска». В зависимости от типа
двигателя и системы управления, количество и объем карт могут быть разными, но
все они записаны на специальной микросхеме памяти, которую и принято называть
«чипом». Карты впрыска — результат кропотливой работы мотористов
фирмы-производителя автомобиля по оптимизации процессов сгорания в двигателе.
Цель этой работы — получение наилучших показателей мощности, экономичности,
надежности и приемлемого уровня выбросов вредных веществ. Кроме того,
современные системы впрыска для более точной работы могут отступать в некоторых
переделах от табличных значений, если того требуют внешние условия. Например,
количество впрыскиваемого топлива может измениться в зависимости от показаний
лямбда-зонда. А момент зажигания корректируется на основе данных датчика детонации. Но, по сути, именно чип с записанными на нем данными определяет характер работы мотора. Можно ли улучшить показатели двигателя, изменяя что-то в картах впрыска, тщательно настроенных заводскими специалистами? Это зависит от конкретного мотора. Большинство современных атмосферных двигателей не оставляют простора для творчества. Можно немного улучшить отдачу мотора на переходных режимах и при работе с частичной нагрузкой — как правило, за счет ухудшения экологических показателей. Часто повышают обороты, на которых срабатывает электронный ограничитель. Но все эти доработки не дают существенного увеличения мощности и динамики. Бесполезно заставлять систему впрыска подавать в мотор больше топлива, если количество попадающего в него воздуха остается неизменным. А наполнение цилиндров определяется механикой — конструкцией систем впуска и выпуска, распределительными валами, диаметром клапанов... Куда интереснее для чип-тюнинга турбированный двигатель. В чипе его контроллера есть, помимо таблиц для топлива и зажигания, еще одна «карта» — давления наддува. За счет изменения программы управления перепускным клапаном можно увеличить давление наддува, а следовательно — закачать в цилиндры больше воздуха. При этом, конечно, необходимо изменить и топливную «карту», обеспечив мотор соответствующим количеством бензина. Аналогичным образом можно форсировать и турбодизель. В обоих случаях прибавка обещает быть куда более существенной, чем для «атмосферника». Какой именно? Солидные фирмы, занимающиеся чип-тюнингом, обычно обещают для атмосферного двигателя прибавку мощности в 5-7 процентов от «стандарта», для турбодизеля — порядка 20 процентов, а для бензинового турбомотора — все 30! | |
Просмотров: 602 | |
Всего комментариев: 0 | |