Открытые, закрытые, комбинированные...
Классификация легковых
автомобилей по типу кузова, как и другие классификации, базирующиеся
на объеме двигателя, габаритных размерах или размерах салона, не
может претендовать на однозначность. Несмотря на понятные принципы
такой классификации, путаница в названиях и терминах существовала на
протяжении всей истории автомобильного дизайна. Наиболее
очевидным критерием классификации типов кузова является
пространственная композиция, сочетание трех объемов: пассажирского
салона, двигателя и багажного отделения. Важны также наличие крыши и
центральной стойки, количество мест и дверей. По конструкции
кузова автомобилей подразделяются на закрытые, открытые и
комбинированные.
Закрытыми называют кузова со
стационарной крышей. В этой группе девять основных типов.
|
СЕДАН — трехобъемный пассажирский кузов с двумя или
тремя рядами сидений, двумя, четырьмя или шестью боковыми
дверями. |
|
КУПЕ — двухобъемный или трехобъемный пассажирский
кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Задний
ряд может иметь стесненные посадочные размеры. |
|
ХАРДТОП — двухобъемный или трехобъемный
пассажирский кузов без центральной боковой стойки, с двумя
(хардтоп-купе) или четырьмя (хардтоп-седан) боковыми дверями и
двумя рядами сидений. |
|
ФАСТБЕК — двухобъемный пассажирский кузов с плавно
спускающейся назад крышей. Крышка багажника начинается от
нижней кромки заднего стекла. Кузова этого типа были
распространены в тридцатые годы прошлого века. В настоящее
время практически не используются. |
|
КОМБИ (хэтчбек) — двухобъемный грузопассажирский
кузов с плавно спускающейся назад крышей и большой задней
дверью. Задний ряд сидений и полку за ними, как правило, можно
складывать, увеличивая полезный объем грузового отсека.
Лифтбек можно рассматривать как разновидность хэтч-бека,
отличающуюся формой задней части кузова, выполненной как у
седана, только значительно короче. |
|
УНИВЕРСАЛ — двухобъемный грузопассажирский кузов с
дверью в задней стенке кузова, имеющий постоянное грузовое
помещение, не отделенное от пассажирского отсека стационарной
перегородкой. |
|
ЛИМУЗИН — трехобъемный пассажирский кузов с
четырьмя — шестью боковыми дверями, имеющий перегородку за
передним рядом сидений. При трехрядной компоновке салона
второй ряд сидений выполняется либо складным, либо повернутым
спинками по направлению движения. |
|
ФУРГОН — двухобъемный грузопассажирский кузов с
одним или двумя рядами сидений. Боковых дверей — две или три.
Одна из них предназначена для доступа в грузовой отсек,
отделенный от места водителя стационарной перегородкой. В
задней части кузова — еще одна дверь. Часть кузова, отведенная
под грузовое помещение, может быть выше кабины. |
|
ОДНООБЪЕМНЫЙ (вагон) — однообъемный
грузопассажирский кузов. Как правило, центр рулевого колеса
находится перед передней осью автомобиля. |
|
БАРКЕТТА — пассажирский кузов без крыши с одним
рядом сидений и двумя боковыми дверями. В отдельных
конструкциях боковые двери могут отсутствовать. Лобовое стекло
выполняется минимальным по высоте, складным или может не
устанавливаться вовсе. |
|
РОДСТЕР (спайдер) — пассажирский двухместный кузов
со складывающимся верхом кабины. Возможны варианты с двумя
рядами сидений (2+2) и съемным жестким
верхом. |
Легковые автомобили без
крыши, со складывающимся верхом или съемной жесткой крышей
называются открытыми. К этой группе можно отнести четыре типа
кузовов.
|
КАБРИОЛЕТ — пассажирский кузов со складывающимся
верхом и опускными боковыми стеклами окон. Возможны
модификации: кабриолет-лимузин — с перегородкой за первым
рядом сидений, фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между
боковыми окнами. |
|
ФАЭТОН — пассажирский кузов со складывающимся
верхом и со съемными боковыми стеклами. |
|
БРОГАМ — пассажирский кузов со складной или съемной
частью крыши над передним рядом сидений. Имеет четыре или
шесть боковых дверей. |
Легковые автомобили с частично складывающимся или частично съемным верхом
называют комбинированными. К таковым можно отнести четыре типа кузова.
|
ЛАНДО — пассажирский кузов со складной или съемной
частью крыши над задним рядом сидений. Уменьшенный вариант с
задним сиденьем на двоих называется ландоле (или
ландолет). |
|
ТАРГА — пассажирский кузов типа купе со
складывающейся или съемной частью крыши над первым рядом
сидений. |
|
ПИКАП — грузопассажирский кузов с закрытой кабиной
для водителя и пассажиров и открытой платформой для грузов.
Кабина может быть одно- или двухрядной. Грузовая платформа
имеет откидной задний борт, мягкий или жесткий
верх. |
***
Приведенная классификация по типу кузова близка к
рекомендованной отраслевыми стандартами (ОСТ) на основные термины и
определения кузовов легковых автомобилей, введенными с 1 января 1985
года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных
работ Министерства автомобильной промышленности. Она понятна и
достаточно проста, но универсальной классификация не может считаться
хотя бы потому, что в других странах эти типы кузовов могут иметь
свои названия.
|