В предыдущей машине
реализовать свою мечту мне так и не удалось. Максимум, на что меня
хватило, — прикрутить усилитель на фанерной подставке к спинке заднего
сиденья.
Однако спроецировать что-нибудь из увиденного на
свой багажник как-то не получалось, или не нравилось, или уж очень
трудно... Нужна была оригинальная идея, причем конструкция должна была
бы отвечать определенным требованиям: провод питания аппарата должен иметь наименьшую длину; усилитель и провода не должно быть видно (вариант скрытой установки); доступ к регулировкам и клеммам должен быть моментальный, никаких проблем с коммутацией проводов; конструкция должна занимать минимум места в багажнике и обеспечивать нормальное охлаждение усилителя; при всем этом решение должно быть простым и изящным.
Схема с креплением усилителя под передним сиденьем мне совсем не
интересна. Спинка заднего сиденья тоже сразу отпала: было уже,
проходили — при откидывании спинки аппарат будет мешаться, а к блоку
регулировок тянуться одинаково далеко и из салона, и из багажника.
Поэтому для выполнения первого и третьего требований решил установить
конструкцию в левой части багажника; силовой провод от аккумулятора у
меня проложен по левой стороне кузова, практически по прямой, так что
первое условие выполнялось. Подходящим местом оказалось только
пространство возле арки левого заднего колеса, в котором я решил
расположить откидывающуюся конструкцию в виде перевернутой буквы «Т» с
усилителем, закрепленным «лицом к стене». ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Из материалов мне потребовалось: обрезки десятимиллиметровой березовой влагостойкой мебельной фанеры площадью 0,5 кв. м, даже меньше; полфлакона дзержинской эпоксидки; граммов 30 полиэфирной шпаклевки «Body» со стекловолокном; штук 10 черных саморезов длиной 70 мм, немного оцинкованных гвоздей 35 х 2; отрезок мебельной петли длиной 50 см; грунтовка и черная краска «Maston» в аэрозоле;
отрез тянущегося карпета 0,5/2 м, для меня подходили «А21 Charcoal»
либо «А23 Heater Charcoal». К нему — специальный полиуретановый клей в
аэрозольной упаковке «Bondo» Spray Adhesive. Набор
электроинструментов стал уже стандартным — электролобзик «Skill»,
электродрель «Sparky» с насадкой для шлифования, круги зернистости 30 и
80. Плюс такой же стандартный набор ручного инструмента. КАРКАС
Из фанеры вырезал основание конструкции в форме, очень похожей на
боковой «лепесток» покрытия пола багажника, которым прикрыты глубокие
ниши возле арок колес. Подогнал форму таким образом, чтобы она, будучи
прикрепленной длинной петлей к полу, свободно накрывала нишу, а также
беспрепятственно поднималась на 90 градусов.
Прикинув глубину установки аппарата, вырезал из двойной фанеры фигуру,
к которой и должен крепиться усилитель. Форму подставки пришлось
подгонять так, чтобы она как можно более точно повторяла обводы выемки.
В итоге подставка своими краями плотно «усаживается» в ковровое
покрытие арки колеса без образования щелей. Второй, внутренний слой
фанеры имеет вырез в центре — при склеивании слоев образуется выемка
под усилителем, в которой я планировал подводить межблочные кабели.
Конструкция в виде буквы «Т» успешно получалась, но для надежного
соединения ее частей требовалось что-то еще. Кусочками фанеры я
нарастил нижнюю часть подставки, сделав в ней вырезы под клеммы
усилителя. Причем в двух средних слоях наборного брусочка убрал
центральную часть, оставив только края, — так образовался «туннель» для
проводов. Такой же туннель пришлось проделать и в основании полки,
чтобы все коммуникации можно было бы незаметно подвести к усилителю под
фальшполом багажника и ковровым покрытием арки колеса. Все
провода должны подводиться через туннель — питание и акустические
подключатся к клеммам, а межблочники пройдут под усилком и
присоединятся с противоположного торца. Как и в случае с
сабвуфером, все фанерные части я вырезал элекролобзиком, тут же
скреплял их гвоздями и подгонял электродрелью с шлифовальным кругом.
Затем все деревянные части склеил воедино эпоксидкой, прихватив
наиболее ответственные места саморезами. Петлю намазал «жидкими
гвоздями» и привинтил к основанию. ОТДЕЛКА
Поверхности слегка зашкурил и подшпаклевал, покрыл грунтовкой (скорее
для порядка, за компанию с сабвуфером). Так как в основном вся
поверхность планировалась под оклейку карпетом, то основательно
выкрасил черной краской только выемку под межблочники, а все остальное
покрыл в один слой, на всякий случай. Покрашенную полку еще
раз примерил по месту в багажнике и потом почти целиком оклеил ее
карпетом, за исключением обратной стороны основания и области под
усилителем. К готовой конструкции прикрепил усилитель, привинтил петлю
к полу багажника саморезами и подсоединил провода. Получилось просто
замечательно! Точнее, мне нравится, а в данном случае это одно и то же.
Или нет?
Были опасения — а как фиксировать полку в закрытом состоянии, не будет
ли она самопроизвольно открываться на крутых виражах? Однако раньше
времени не стал усложнять себе задачу, и, как впоследствии оказалось,
правильно сделал. Великий армейский принцип: «не торопись выполнять,
ещё отменят». Оказалось, во-первых, что усилитель смещен в нужную
сторону относительно оси вращения (откидывания), и за счет этого он
своим весом как бы «закрывает» дверцу. Во-вторых, оклеенная карпетом
подставка достаточно плотно усаживается в коврик багажника. За пару
первых недель поездок «дверца» ни разу несанкционированно не
открылась... В крайнем случае пара полосок «липучки» на торцах дадут
100-процентную гарантию неподвижности конструкции. Коврик
пола багажника пришлось немного подрезать, но без этого — никак. И на
этом этапе вмешательство во внутреннее пространство багажника я
закончил. ВЫВОДЫ Я очень
доволен получившейся конструкцией, особенно соотношением трудозатрат и
достигнутого эффекта. Действительно, валяющийся в багажнике усилитель
(прикрученный к спинке) создавал сильный дискомфорт, который даже
умудрялся проникать в салон :-) Полка отвечает всем обозначенным выше
требованиям, включая охлаждение усилителя. Карпет обивки настолько
совпадает с «родным», что в полумраке багажника на первый взгляд вообще
ничего лишнего не заметно. Осталась лишь проблема нормального освещения
багажника, которая в инсталляции играет далеко не последнюю роль...
Вырезал я полку моментально, по сравнению с трудозатратами на новый
сабвуфер это просто ерунда, всего лишь пара взмахов электролобзиком.
Обтяжка карпетом в целом удалась, правда, пришлось наклеить пару
тренировочных кусочков. Со звуком (шумы, наводки, фон, чего я тоже
немного побаивался) никаких проблем. Но почти все провода я буду менять
и укладывать заново, совсем скоро, погода уже шепчет...
|