Тех водителей, которые
используют динамические данные автомобиля полностью, скорее всего не
устраивает подвеска стандартного автомобиля, даже если она находится в
исправном техническом состоянии.
Можно также
предположить, что не устраивает она и тех, кому часто приходится ездить
по плохим дорогам. Последнее особенно характерно для провинциальных
городов. О том, как можно адаптировать подвеску под особенности
эксплуатации мы постараемся рассказать ниже.
Самым простым способом является замена штатных амортизаторов. До
последнего времени эту операцию приходилось проводить с большинством
новых автомобилей, так как качество амортизаторов Скопинского
автоагрегатного завода было крайне низким. Вот уже пару лет, как
ситуация исправилась и амортизаторы на новом автомобиле не выходят из
строя через пару тысяч километров. Но вопрос остается открытым,
стандартные амортизаторы многим не устраивают. В первую очередь
характеристиками управляемости и демпфированием сильных ударов,
возникающих при проезде больших неровностей (энергоемкостью). На
сегодняшний момент рынок предлагает большой выбор амортизаторов на
переднеприводные ВАЗы, как отечественного, так и импортного
производства. Исходя из нашей задачи (улучшение управляемости
автомобиля и увеличение энергоемкости подвески), сразу можно отмести
такие варианты, как: Monroe, Kayaba и т.д. Из популярных следует
отметить лишь газонаполненные Sachs super, которые являются хорошей
заменой штатным амортизаторам для тех, кто не часто управляет
автомобилем в предельных режимах.
Для тех, кто использует динамические качества автомобиля полностью и
часто управляет автомобилем в предельных режимах, будь то любительские
соревнования, тренировки или быстрая езда в городской обстановке рынок
амортизаторов разделился на три небольшие категории.
Первая - самая популярная - однотрубные газовые амортизаторы высокого
давления. Эти амортизаторы отличаются высокой энергоемкостью
(способностью демпфировать высокоскоростные перемещения с большой
амплитудой - попросту сглаживать удары от проезда глубоких неровностей
на высокой скорости), более высокой, в отличие от амортизаторов других
типов, надежностью и отличными характеристиками управляемости при
работе в тяжелых условиях, очень неплохими результатами на ровных
покрытиях. Все это, вкупе с другим немаловажным достоинством -
доступной ценой, делает амортизаторы этого типа наиболее популярными на
сегодняшний день. Сейчас на рынке представлены следующие продукты:
Плаза стандарт, спорт (в Питере цена - около $110), Protec стандарт,
спорт (собраны из тех-же комплектующих, что и Плаза, но более
качественно и имеют иные настройки, цена - до $250/спорт), Гродно
стандарт, спорт (в широкой продаже модель спорт не распространена, цена
- около $80). Данные амортизаторы можно устанавливать как со
стандартными, так и с укороченными пружинами. Следует отметить, что
из-за газового подпора высокого давления, установка данных
амортизаторов увеличивает клиренс на 1-2 сантиметра. Наиболее
распространенными вариантами пружин для амортизаторов этого типа
являются: так называемые "европейские" пружины, пружины KW, более
жесткие пружины 2112 спереди и 2110 сзади.
При уменьшении клиренса широкое распространение получило укорачивание
пружин на 1 - 2 витка, что является бюджетным выходом из положения и,
при грамотном подходе, практически не имеет отрицательных сторон.
Следует отметить, что укорачивание пружин (задних более чем на 1, а
передних более чем на 1,75) влечет за собой необходимость ограничения
хода отбоя подвески (так называемой "подвязки") для предотвращения
выпадения короткой пружины из посадочных мест. "Подвязка" обычно
осуществляется с помощью стальных тросов, с обжатыми концами
(используются короткие тросы ручного тормоза 21213). Также примите во
внимание, что если на автомобиле установлены верхние опоры передних
пружин 2110, их необходимо доработать, приварив ограничительные планки
в месте опоры конца обрезанной пружины для предотвращения выпадения
пружины из опоры. Для небольшого занижения клиренса достаточно отрезать
по 0,75 - 1,0 витку с передних и задних пружин. Самое оптимальное
количество витков (не требуется "подвязывать" передние пружины,
энергоемкость остается на приемлемом уровне) на более жестких
амортизаторах серии спорт - это 1,75 витка.
Вот несколько неплохих вариантов подвески с использованием газовых амортизаторов высокого давления:
- Плаза стандарт + пружины KW
- Плаза стандарт + "европейские" пружины
- Плаза стандарт + стандартные пружины, укороченные на 1 виток
- Плаза спорт + пружины KW
- Плаза стандарт + стандартные пружины, укороченные на 1,5 витка
- Плаза спорт + пружины 2112 (спереди) и 2110 (сзади) укороченные на 1,75 витка
- Protec стандарт + пружины Eibach
- Protec спорт + пружины 2112 (спереди) и 2110 (сзади) укороченные на 1,75 витка
Вторая группа состоит из двух комплектов подвески (в комплект входят 4
амортизатора и 4 пружины). Комплект Sachs Sporting set разработан
инженерами Sachs еще в конце 80-х как lowering kit (комплект для
уменьшения клиренса и улучшения управляемости) для самар,
эксплуатирующихся на европейских автобанах. Помимо максимального
уменьшения клиренса (около 7 см), данный комплект придает автомобилю
отличную управляемость на ровных покрытиях. Естественно , у монетки
есть и другая сторона - не выдающаяся энергоемкость на разбитых
дорогах. Но, поверьте, за такую управляемость на асфальте вполне можно
"потошнить" на тяжелых покрытиях. Производное от Sachs Sporting set -
комплект подвески KW, который был сделан по образу и подобию SSS на
амортизаторах ALKO, как более дешевая альтернатива. Уступая SSS на
асфальте, комплект KW немного выигрывает на тяжелых покрытиях.
Третья группа состоит из амортизаторов одного производителя -
голландской фирмы KONI. Амортизаторы KONI sport - являются
универсальным решением, способным ехать почти так-же быстро как SSS на
асфальте и показывать очень приличные результаты на тяжелых дорогах.
Помимо этого KONI можно назвать комфортными, по сравнению с
амортизаторами предыдущих двух групп. В комплекте с KONI sport хорошо
работают пружины Eibach, а также "европейские" пружины.
Теперь обратимся к менее весомым, но без сомнения, важным для
достижения лучшей управляемости, компонентам подвески. Стальные
кронштейны растяжек (для автомобилей десятого семейства - доработанная
передняя балка) комплектуются значительно более жесткими сайлентбоками
(обычно - наборные задние сайлентблоки растяжки), что позволяет
сохранять оптимальную геометрию при работе подвески. Распорки передних
и задних стоек крепления амортизаторов - позволяют увеличить жесткость
кузова на кручение (что особенно актуально для автомобилей 2109, 21099,
2115, десятого семейства). В продаже существует масса вариантов, но
грамотно исполненных среди них - единицы. Верхние опоры передних
амортизаторов со сферическими шарнирами - опять дань сохранению
геометрии и четкости работы подвески.
|