Главная » Статьи » Автомобильные Статьи » Экстерьер

Крылатые машины (аэродинамика)
НА ЭТИ ВОПРОСЫ не так легко ответить, как кажется на пер­вый взгляд. И все же попыта­емся это сделать. Для начала необходимо разобраться с терминологией.
Спойлер — часть аэрокита любой заряженной машины. Задача этой детали — оптимизировать поток набе­гающего воздуха, усмирять вихри, возни­кающие при движении. Различают перед­ний и задний спойлеры, а также аэроди­намические щитки.
ПЕРЕДНИЙ СПОЙЛЕР
Его размещают под передним бампе­ром. Он прикрывает элементы двигате­ля, подвески, трансмиссии и. кроме того, рассекает воздушный поток, набе­гающий на автомобиль, на две части. Большая часть направляется вверх — на бампер и капот, меньшая — вниз, под днище. Тем самым уменьшается вихреобразование и замедляется рост давле­ния (подъемной силы) под кузовом, что положительно сказывается на управляе­мости автомобиля.
Самый распространенный и доступный передний спойлер — жесткая юбковидная накладка, крепящаяся под бампером и имеющая разные формы и виды (в зависи­мости от степени индивидуализации маши­ны}. Однако есть и более оригинальные варианты, например, спойлеры. подвешен­ные под бампером на пружинах, либо оснащенные механической регулировкой угла наклона. В первом случае под давле­нием набегающего потока воздуха спойлер опускается, пропорционально увеличивая площадь отсекания воздуха и четко регулируя прижимающую силу. При механической регулировке выбирается лишь одно поло­жение, оптимальное с точки зрения условий предстоящей поездки.
Передний спойлер, как правило, приме­няют в сочетании с аэродинамической юбкой, которая позволяет „выгнать" воз­дух из-под днища, способствуя более жесткой управляемости и улучшению устойчивости при движении на высоких скоростях (более 100 км/ч).
Один из путей борьбы с „подпольной деятельностью" попадающего под кузов воздуха — применение так называемого гладкого днища. Это достигается установ­кой снизу листов, которые по возможности закрывают все днище, тем самым снижая вероятность возникновения завихрений. Кроме того, листы довольно эффективно защищают само днище и элементы ходо­вой части от повреждений при переезде через неровности и от различных сюрпри­зов на дорожном полотне
ЗАДНИЙ СПОЙЛЕР И АНТИКРЫЛЬЯ
Основное требование к аэродинамичес­ким деталям боковин и задка — правиль­ная организация завершения обтекания кузова, что. вопреки распространенному мнению, для обеспечения устойчивости важнее, нежели результат работы передних аэродинамических элементов. Задний спойлер на крышке багажника и отсечная кромка под задним бампером уменьшают аэродинамическую тень (область низкого давления с турбулентными неупорядочен­ными потоками) позади автомобиля и улучшают обтекаемость, препятствуя резким завихрениям воздуха при сходе со стекол и выходе из-под днища.
Антикрыло — это тот же задний спой­лер, с той лишь разницей, что оно вынесе­но в область невозмущенного воздуха, а спойлер является как бы частью кузова. Подобно спойлеру, антикрыло устанавли­вается на багажник и создает прижимную силу, которая противодействует уже упо­минавшейся подъемной силе. Антикрыло, как и спойлер, создает направленное движение воздуха, что уменьшает аэроди­намическую тень задней стенки кузова, ее загрязненность. А вот чего нет у спойлеров. так это горизонтальных стоек, кото­рые помимо своей основной функции зачастую играют роль дополнительных стабилизаторов продольной устойчивости.
Форму и угол атаки (накпона) спойлеров и антикрыльев подбирают экспери­ментально, стремясь снизить воздушное сопротивление и увеличить прижимную силу. V стационарных антикрыльев угол атаки обычно не превышает 4-5°, а сечение напоминает профиль переверну­того самолетного крыла. Существуют также выдвижные крылья (например, у „Porsche 911 Turbo"), крылья с меха­нической и электрической регулировка­ми угла атаки. Иногда используют двой­ные антикрылья, которые часто устанав­ливают на разные углы атаки.
ДЕФЛЕКТОРЫ, ЩИТКИ, КРЫЛЫШКИ, ЗАКРЫЛКИ
В последнее время дизайнеры тюнинговых фирм все чаще уделяют внимание мелким элементам модернизации дефлекторам, щиткам, крылышкам, закрылкам. Эти детали скорее декора­тивные, нежели чисто аэродинамичес­кие. Но они тоже работают — создают направленный поток воздуха от менее обтекаемых деталей к более аэродина­мически выверенным.
Аэродинамические щитки-спойлеры — это накладки в передней и задней частях крыши над стеклом, необходимые для прогнозируемого срыва воздушного потока в намеченном месте, с тем чтобы сократить аэродинамическую тень и уменьшить загрязнение стекол. Другой вид аэрощитков — дефлекторы, которые предназначены для специального направ­ления движения воздуха. Существует несколько видов этих деталей.
Те, которые устанавливаются на кромку капота или сверху головной оптики, необ­ходимы для управляемого завихрения воздуха в этих местах, дабы воздух с
грязью, пылью, насекомыми в турбулент­ном состоянии проносился над капотом, не загрязняя его. Чуть иной формы дефлек­тор устанавливают на кромку капота, примыкающую к лобовому стеклу. В этом случае он играет роль споилера — улучша­ет переход воздушных масс с капота на стекло, а также прикрывает щетки стек­лоочистителей, что сказывается на улучше­нии обтекаемости кузова и уменьшает загрязненность стекла. Дефлекторы третьего типа устанавливают на задних стойках кузова. Предназначены они для забора чистого воздуха с боковин и на­правления его на заднее стекло, создавая прослойку между кузовом и ниспадающим с крыши грязным воздухом. Чаще всего такие детали устанавливают на кузова типа хетчбэк. Отдельная каста — дефлекторы, подающие воздух на радиатор печки и в систему вентиляции, а также к двигателям с воздушным охлаждением.
капель дождя, При опущенных боковых стеклах они уменьшают „взрывание" турбулентного воздуха в салон, повы­шая комфорт езды в автомобиле. К аэродинамическим деталям, уменьшаю­щим загрязнение кузова, можно отнести и накладки на выступающие ручки дверей. После их установки уменьшает­ся загрязненность замка, механизма привода и ручки двери.
Грань между хорошим дизайном и хорошей аэродинамикой очень зыбка. И довольно сложно найти компромисс между ними. Стоит применить элемент неправильной формы, установить его з неправильном месте или не согласо­вать его работу с работой других эле­ментов — и в результате вместо поль­зы будет только вред. Но если вы решили сделать свой автомобиль привлекательным и аэродинамичным эта проблема разрешима,
И МНОГОЕ ДРУГОЕ
Характерная черта многих тюнингован-ных автомобилей — накладки-уширитепи крыльев в районе колесных арок. Такие уширители по аэродинамическим сообра­жениям нужны в двух случаях. Первый, когда на автомобиле установлены очень широкие покрышки, либо уширители ступиц, из-за чего колесо вынесено за кузов; накладки закрывают колеса и образуют „трамплин" для набегающего воздуха. Второй — накладки с большим радиусом закруглений, точно прикреплен­ные к кузову и облегающие колесо, обес­печивающие улучшение обтекаемости кузова автомобиля.
В аэроките современных машин есть и оконные обтекатели-„ветровики". Это легкие пластиковые или алюминиевые детали, устанавливаемые на верхний край дверей и предназначенные для „отбрасывания" насекомых, пыли,
капель дождя, При опущенных боковых стеклах они уменьшают „взрывание" турбулентного воздуха в салон, повы­шая комфорт езды в автомобиле. К аэродинамическим деталям, уменьшаю­щим загрязнение кузова, можно отнести и накладки на выступающие ручки дверей. После их установки уменьшает­ся загрязненность замка, механизма привода и ручки двери.
Грань между хорошим дизайном и хорошей аэродинамикой очень зыбка. И довольно сложно найти компромисс между ними. Стоит применить элемент неправильной формы, установить его з неправильном месте или не согласо­вать его работу с работой других эле­ментов — и в результате вместо поль­зы будет только вред. Но если вы решили сделать свой автомобиль привлекательным и аэродинамичным эта проблема разрешима
Категория: Экстерьер | Добавил: Lavryha (12-01-2009)
Просмотров: 1246 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]