Главная » Статьи » Автомобильные Статьи » За Рулём Авто

Одного метра не хватило.

Правила дорожного движения во всех странах мира вменяют водителям в обязанность немедленно уменьшать скорость или останавливаться при возникновении опасности на пути. Независимо от того, кто и как создал такую ситуацию. Самое главное, чтобы от момента получения сигнала-информации (чаще всего зрительной) до принятия конкретных мер (действий) проходило как можно меньше времени. Стало быть, решающее значение приобретает здесь быстрота реакции водителя. Общепринятой нормы времени этой реакции в мировой практике пока нет. По мнению специалистов, она имеет довольно широкий диапазон – от 0,3 до 2,5 секунды. Большинство сходится на том, что за среднюю величину можно принять одну секунду, хотя в сложной обстановке время это может увеличиться до 1,5 секунды.

Расстояния (в метрах), проходимые автомобилем за время реакции водителя и в зависимости от скорости

 

 

 

 

 

 

 

Скорость,
км/ч

Время реакции

0,5

0,8

1,0

1,2

1,5

2,0

 

 

 

 

 

 

 

10

1,38

2,22

2,77

3,33

4,16

5,55

20

2,78

4,44

5,55

6,66

8,33

11,10

30

4,16

6,66

8,33

9,99

12,46

12,49

40

5,55

8,88

11,11

13,33

16,66

22,22

50

6,94

11,10

13,88

16,66

20,82

27,77

60

8,33

13,33

16,66

19,99

24,99

33,32

70

9,72

15,55

19,44

23,33

29,16

38,88

80

11,11

17,17

22,22

26,66

33,33

44,44

90

12,50

20,00

25,00

30,00

37,50

50,00

100

13,88

22,22

27,77

32,32

41,65

55,54

Теперь посмотрите по таблице, какие расстояния преодолевают транспортные средства на разных скоростях за то или иное время реакции водителя. Как видите, при скорости, скажем, 50 км/ч, если водитель реагирует за 0,8 секунды, его автомобиль, пока он успеет что-либо сделать, на 11,1 метра приблизится к объекту опасности. При реакции в 1,5 секунды это расстояние увеличится еще на 10 метров, и эти лишние метры иногда могут стать роковыми. Причем не надо думать, что речь здесь о двух разных людях. Один и тот же человек в разное время дня, при разном психофизиологическом состоянии может показать неодинаковую реакцию. В самом начале поездки, когда он еще не вошел в форму, она у него замедленная. Примерно через полтора часа становится оптимальной, а через 3 часа утомление снова уменьшает остроту восприятия, и время реакции опять возрастает. Через 7 часов за рулем число водительских ошибок значительно увеличивается, а через 11 водитель просто небезопасен для движения. К тому же ночью из-за темноты и ограниченного обзора реакция вообще медленнее, чем днем, примерно на 0,7 секунды.

Речь пока шла о времени прохождения сигнала в центральной нервной системе человека. Затем начинаются конкретные действия. Перемещение ноги с педали «газа» на педаль тормоза занимает 0,2–0,4 секунды, руки с руля на рычаг переключения передач – 0,5.

Для полного обзора обстановки на перекрестке потребуется от 0,5 до 1,2 секунды, а при сложной ситуации – до 3,5. Поворот руля осуществляется в среднем за 0,3 секунды. Все это составляет элементы полной реакции от получения внешнего сигнала «опасность!» через оценку обстановки и принятие решения до ответных действий – торможения, снижения скорости, поворота и т. д. Конечно, эти действия не следуют одно за другим в строгой очередности, до известной степени они совершаются параллельно, накладываются одно на другое. И все-таки даже при идеальной остроте реакции все это происходит не одновременно. Можно с молниеносной быстротой зафиксировать неожиданно возникшую опасность, но замешкаться с ответом. Не исключено и обратное: не сразу оценив угрозу, мгновенно принять решение. Сказываются в этих вариантах все те же факторы – утомление, время суток, опыт и, конечно, характер опасности. Чтобы любая внезапно появившаяся опасность не застала водителя врасплох, ему надо быть постоянно начеку. Если же мы невнимательны за рулем, то и говорить не приходится о том, чтобы сэкономить здесь какие-то доли секунды. Действовать надо решительно и не мешкая.

Приведем такой пример. Впереди на достаточном расстоянии от автомобиля на дорогу выехала конная повозка с грузом. Водитель подал звуковой сигнал, но скорость не сбавил. Посчитал, что повозка успеет освободить ему путь. Возможно, так оно бы и произошло, если бы она вдруг не остановилась вовсе. Оказывается, возчик пропускал встречный автомобиль. Только теперь водитель стал тормозить, но ничего уже сделать не смог. В результате авария с человеческими жертвами. Заключение автотехнической экспертизы было однозначным: водитель, увидев препятствие, не принял мер к остановке автомобиля, хотя имел для этого все возможности.

Вывод напрашивается сам собой: на любое препятствие надо реагировать немедленно, не теряя времени. Иначе может случиться, как это, увы, нередко бывает, что вам не хватит какого-то метра, чтобы избежать неприятностей. И последнее. Скорость реакции зависит не только от водительского опыта, но и от силы воли, а ее можно развить в себе тренировками и настойчивостью.

Категория: За Рулём Авто | Добавил: Lavryha (19-11-2007)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]