Главная » Статьи » Автомобильные Статьи » Двигатель

Маслоотражательные колпачки
Наверное, каждый автолюбитель неоднократно наблюдал в городе следующую картину.
          К городскому перекрестку, дожидаясь разрешающего сигнала светофора, медленно приближается автомобиль. Загорается зеленый свет, и автомобиль, быстро набирая скорость, оставляет за собой шлейф сизого дыма.
          Вот ситуация, когда владельцу автомобиля нужно серьезно задуматься о ремонте своего двигателя, а конкретно, о замене маслоотражательных колпачков или, как говорят в среде автолюбителей, сальников клапанов. Владельцы таких автомобилей, особенно семейства классической компоновки выпуска до 1992 года, в основном и сами догадываются об этом, периодически доливая в двигатель масло, но где приобрести качественные маслоотражательные колпачки, как их отличить от подделок, которыми наводнен рынок, представляют далеко не все автолюбители. Да и сам процесс замены колпачков считается достаточно трудоемким и имеет определенные тонкости, которые необходимо знать тем, кто все-таки решился на самостоятельную замену этих деталей на двигателе.
          Так что же такое маслоотражательный колпачок? Какова ситуация с этими деталями сегодня? Слово предоставляется специалисту в этой области - инженеру Генерального департамента развития АО "АвтоВАЗ" Алексею Сидорову.

          Технико-экономические показатели двигателя существенно зависят от надежности и долговечности качества маслоотражательных колпачков (далее колпачков) клапанов газораспределительного механизма (ГРМ). В случае высокого расхода масла через колпачки резко ухудшается сгорание топливовоздушной смеси в камере сгорания двигателя, в результате чего снижается мощность двигателя, повышается расход топлива и содержание углеводородов (СН) в выпускных газах.
          На технически исправном двигателе, у которого система вентиляции картерных газов, колпачки и маслосъемные поршневые кольца находятся в удовлетворительном состоянии, расход масла в среднем лежит в пределах 120...180 г на 1000 км пробега автомобиля. Если же двигатель "дымит", особенно в режиме торможения, и имеет место замасливание свечей зажигания, то расход масла может возрасти до 800...1200 г на 1000 км пробега, даже при условии минимального расхода масла через поршневые кольца и систему вентиляции картерных газов. Если такая картина наблюдается на автомобилях классической компоновки выпуска до 1992 года, то можно с уверенностью сказать, что колпачки потеряли работоспособность и требуют замены.

Что же такое маслоотражательный колпачок?

          Маслоотражательный колпачок, или уплотнительная манжета клапана - это неотъемлемая деталь любого современного двигателя внутреннего сгорания, к которой предъявляются два основных требования. С одной стороны, требуется достаточная смазка направляющей втулки клапана и самого клапана, в том числе при воздействии на смазочную пленку горячих отработавших газов, с другой - работоспособность колпачка в течение всего срока службы ДВС.
          Этим требованиям последние десятилетия в наибольшей степени удовлетворяют колпачки ф. "Goetze" (ФРГ), конструктивная схема которых представлена на рис. 1, где:
 
  1. - кольцо жесткости (арматура);
  2. - уплотнительная (рабочая) кромка;
  3. - верхняя поверхность рабочей кромки;
  4. - нижняя поверхность рабочей кромки;
  5. - посадочная поверхность;
  6. - монтажный буртик;
  7. - пружина.
Колпачки изготавливаются из эластомеров, в основном из резиновой смеси FP-7510 на основе фторкаучука и имеют ресурс 165...180 тыс.км.
          Аналогичную конструкцию имеют и колпачки ф. "Elring" (ФРГ) или филиала этой фирмы во Франции. Материал колпачков - резиновая смесь FPM-8003 на основе фторкаучука. Ресурс колпачков - 125...140 тыс.км.
          На отличительных особенностях колпачков этих фирм остановимся ниже, а какая ситуация сложилась с этими деталями в отечественном двигателестроении?
          До 1992 г. на автомобили классической компоновки устанавливались колпачки производства Курского завода РТИ, которые изготавливались из акрилатной резиновой смеси 51-1537А-2. Но учитывая, что температура на рабочей кромке колпачков достигает до 180°С, а термостойкость резиновой смеси 51-1537А-2 не превышает 150°С, ресурс этих колпачков ограничен и составляет 25...30 тыс.км, после чего они полностью теряют эластичность и перестают выполнять свое функциональное назначение. Расход масла через колпачки впускных клапанов увеличивается с 0.01...0.03 г/час до 15.3...17.2 г/час.
          У читателей возникает естественный вопрос: почему проблемы с колпачками практически не возникают на двигателях переднеприводных автомобилей семейства ВАЗ-2108?
          Дело в том, что по техническим условиям на двигатели семейства ВАЗ-2108 должны устанавливаться колпачки из резиновых смесей на основе фторкаучука с термостойкостью более 180°С. На момент начала выпуска автомобиля ВАЗ-2108, в связи с отсутствием отечественных маслоотражательных колпачков из фторкаучуковых смесей, этому условию соответствовали только колпачки импортного производства, в частности западногерманских фирм "Goetze" и "Elring", которые и были закуплены для комплектации двигателей автомобиля ВАЗ-2108.
          В 1991 г. возникла острая необходимость подобрать отечественный материал для колпачков, чтобы увеличить срок их службы с 25...30 тыс.км до 125 тыс. км пробега.
          В результате сотрудничества УГК ВАЗа и НПК "Резерв" (г. Самара) была разработана резиновая смесь ИРП-1287 на основе фторкаучука СКФ-26, из которой и были изготовлены колпачки нового поколения. Их сравнительные испытания с импортными колпачками ф. "Goetze" и "Elring" дали положительные результаты.
          В конце 1992 г. колпачки НПК "Резерв" были внедрены в производство и ими начали комплектовать двигатели семейства ВАЗ-2108 взамен импортных "Goetze" и "Elring", а в начале 1993 г. - взамен изделий Курского завода РТИ для комплектации двигателей "классики". Таким образом, на настоящий момент все двигатели, выпускаемые на ВАЗе, комплектуются колпачками НПК "Резерв".
          Опыт эксплуатации новых отечественных колпачков подтвердил их высокую надежность и долговечность. На июль-август 1997 г. пробеги некоторых подконтрольных автомобилей ГенДР ВАЗа составили 220...240 тыс.км и состояние колпачков продолжает оставаться удовлетворительным. Расход масла при последнем контрольном замере составил 120...140 г на тыс. км пробега.
          Наверное, у некоторых читателей возникнет сомнение в достоверности приведенных цифр, кто-то скажет, что самарские сальники снимались с двигателей и подвергались замене и при гораздо меньшем пробеге.
          Попробуем разобраться в этом вопросе.
          Начнем с того, что при малейшем подозрении на повышенный расход масла первым шагом в устранении этого дефекта, по установившейся традиции, является замена колпачков, после чего наступает очередь поршневых маслосъемных колец и т. д. Если же замена колпачков ни к чему не привела и проводилась на станции технического обслуживания, то этот факт, естественно, фиксируется документально и ведет к росту количества рекламаций по этой детали. А ведь в 90% случаев колпачки оказываются ни при чем. Это - во-первых. Во-вторых, замена колпачков должна проводиться только квалифицированным автослесарем, владеющим всеми тонкостями их установки и при наличии у него специального инструмента.
           К сожалению, работа с колпачками очень часто проводится низкоквалифицированными специалистами и кустарным способом, в результате чего колпачки теряют работоспособность уже на стадии монтажных работ. В случае поломки, а еще хуже трещины направляющей втулки клапана, устранение повышенного расхода масла может привести в тупиковую ситуацию.
          И все-таки одна проблема с колпачками была, и те, кто занимается ремонтом двигателей, о ней знают. Это проблема "сползания" колпачков с направляющей втулки клапана.
          В 1994 году в связи с физическим износом пресс-форм колпачки НПК "Резерв" стали изготавливаться по минимальному полю допуска на посадочный диаметр. При установке таких колпачков на направляющую втулку клапана завышенного диаметра в сопряжении "колпачок-втулка" возникают условия повышенного напряженного состояния, способствующие сползанию колпачков с направляющих втулок клапанов, что приводит к резкому повышению (в десятки раз) расхода масла в двигателе.
          В связи с этой проблемой в конце 1994 года были изменены технологические допуска на наружный диаметр направляющей втулки клапана и посадочный диаметр колпачка, и вопрос со "сползанием" колпачков был снят.
          Из отечественных производителей маслоотражательных колпачков можно отметить еще Курский завод РТИ, который отказался от акрилатной резиновой смеси и перешел на выпуск колпачков из резиновой смеси ИРП-1345 на основе фторкаучука СКФ-26, практически не уступающих по работоспособности колпачкам НПК "Резерв". Новые колпачки Курского РТИ по непонятным причинам не получили распространение на отечественном рынке потребителей, и на них подробно останавливаться не будем.
          Таким образом, на сегодняшний день выделим три фирмы- изготовителя, колпачки которых встречаются на отечественном рынке, автолюбитель может с гарантией устанавливать их на собственный автомобиль. Это ф. "Goetze" (ФРГ), ф. "Elring" (ФРГ) и НПК "Резерв" (г. Самара). Учитывая то, что в настоящее время отечественный рынок буквально наводнен различного рода подделками в красивых упаковках, остановимся на отличительных признаках "фирменных" колпачков более подробно.

Начнем с маслоотражательных колпачков ф. "Goetze".

Материал колпачков - термостойкая резиновая смесь FP-7510 на основе фтористого каучука. Цвет - зеленый. На колпачках должна четко просматриваться следующая маркировка:

866 NW 8 - 10.8 / 14.2 - 10 P (FP) GOE 6310 GER
1 2 3
4
5
6 7 8 9 10 11

где:

  1. 866 - вариант кольца жесткости (арматуры). На российском рынке встречаются колпачки с двумя вариантами кольца жесткости:
    • 866 - оголенное кольцо жесткости без литников;
    • 860 - обрезиненное кольцо жесткости с четырьмя литниками.
  2. NW - вариант монтажной насечки на посадочной поверхности колпачка:
    • N - без насечки;
    • NW - с насечкой, 5 волн.
    Варианты SBW, SW, NBW на российском рынке не встречаются.
  3. 8 - диаметр стрежня клапана, мм.
  4. 10.8 - диаметр посадочной поверхности направляющей втулки клапана, мм.
  5. 14.2 - наружный диаметр маслоотражательного колпачка, мм (размер под монтажную оправку).
  6. 10 - высота маслоотражательного колпачка, мм.
  7. Тип рабочей кромки:
    • Р - формованная рабочая кромка;
    • Е, Х - подрезная рабочая кромка.
  8. FP - тип базового каучука резиновой смеси, из которой изготовлен колпачок:
    • FP- фторкаучук;
    • АС - акрилатный каучук.
  9. GOE или Goetze - ф. "Гетце" (ФРГ).
  10. 6310 - номер гнезда пресс-формы.
  11. GER - Германия.
Внутренний диаметр пружины должен составлять 9.4...9.5 мм. Диаметр витка пружины - 1.2 мм.

Маслоотражательные колпачки ф. "Elring" (ФРГ)

Материал колпачков - термостойкая резиновая смесь FPM - 8003 на основе фтористого каучука. Цвет - коричневый. На колпачке должна четко просматриваться следующая маркировка:

France Elring 254 ERO
1 2 3 4

где:

  1. "France" (Франция) - страна-изготовитель маслоотражательных колпачков.
  2. "Elring" - фирма-изготовитель, филиал которой находится во Франции.
  3. 254 - номер гнезда пресс-формы.
  4. ERO - европейский стандарт.
Диаметр пружины должен составлять 9.4...9.5 мм. Диаметр витка пружины - 1.2 мм.

Маслоотражательные колпачки Научно-производственного концерна (НПК) "Резерв", г. Самара

Материал колпачков - термостойкая резиновая смесь ИРП - 1287 на основе фтористого каучука СКФ -26. Цвет до 1993 г. - коричневый или зеленый (с четырьмя литниковыми выступами). После 1993 г. - бежевый (без литниковых выступов).

Маркировка:

Rezerve R d8
1 2 3

где:

  1. "Rezerve" - НПК "Резерв"
  2. R - товарный знак.
  3. d8 - диаметр стрежня клапана.
Внутренний диаметр пружины - 1.3 мм. На торцевой поверхности колпачка и на опорном (монтажном) буртике не должно быть облоя резины.

 


        Таблица 1 

Фирма-
изготовитель
Диаметр
D1 D2
Goetze (ФРГ) 14.4 13.1
Erling (ФРГ) 14.4 13.2
Резерв (Самара) 14.5 12.7

В заключение дадим некоторые советы автослесарям СТО и автолюбителям, решившимся на самостоятельную замену колпачков на двигателе:

  1. Демонтаж маслоотражательных колпачков должен производиться только с применением специальных съемников цангового типа винтового действия. Использование, особенно на двигателях семейства ВАЗ-2108, различного рода зажимных устройств, плоскогубцев и отверток недопустимо, так как при этом можно повредить направляющую втулку клапана, изготовленную из хрупкого чугуна.
  2. Для исключения подрезки рабочей кромки колпачка об острые кромки стержня клапана при монтаже колпачков рекомендуется применение защитной насадки, надеваемой на торец клапана и изготовленной из различных пластических материалов с толщиной стенок не более 0.5 мм.
  3. Для исключения подрезки колпачков и смятия монтажного буртика, колпачки должны запрессовываться с помощью оправок, основные размеры которых представлены на рис. 2 и в таблице 1.
Категория: Двигатель | Добавил: Lavryha (28-08-2010)
Просмотров: 1273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]