Главная » Статьи » Автомобильные Статьи » Авто Звук |
Кроссоверы - это устройства в звуковых системах, которые создают нужные рабочие частотные диапазоны для динамиков. Динамики сконструированы таким образом, чтобы работать в определенном частотном диапазоне. Они не приемлют частоты, не входящие в эти рамки. Если на высокочастотный динамик (твитер) подать низкую частоту, то звуковая картина испортится, а если сигнал еще и мощный, то твитер "сгорит". Высокочастотные динамики должны работать только с высокими частотами, а низкочастотные динамики должны получить от общего звукового сигнала только низкочастотный диапазон. Оставшаяся средняя полоса достается среднечастотным динамикам (мидвуферы). Следовательно, задача кроссоверов заключается в разделении звукового сигнала на нужные (оптимальные) частотные полосы для соответствующих типов динамиков. Проще говоря, кроссовер - это пара электрических фильтров. Допустим, кроссовер имеет частоту среза равную 1000 Гц. Это означает, что один из его фильтров срезает все частоты ниже 1000 Гц и пропускает только частоты выше 1000 Гц. Такой фильтр называют high-pass фильтром. Другой фильтр, пропускающий частоты ниже 1000 Гц называется low-pass,. Графически работа этого кроссовера представлена на рисунке 3. Точка пересечения двух кривых есть частота среза кроссовера равная 1000 Гц. В трехполосных кроссоверах присутствует еще и среднечастотный фильтр (band-pass), который пропускает только средний диапазон частот (приблизительно от 600 Гц до 5000 Гц.) На рисунке 4 изображена частотная характеристика трехполосного кроссовера. Пассивные и активные кроссоверы. Пассивный кроссовер - это фильтр, который в работе не требует внешнего источника питания. Он использует электрическую энергию линии, в которую включен, и обрабатывает сигнал, усиленный усилителем. Активный кроссовер требует подвода питания извне и обрабатывает звуковой сигнал до его усиления. Активные кроссоверы нужны там, где устанавливаются несколько усилителей. Активный кроссовер разделяет сигнал на несколько составляющих сигналов, а затем каждый из них усиливается по отдельности. Графический эквалайзер - это устройство с множеством фильтров с различными диапазонами пропускания частот (bandwidth).В результате прохождения через это устройство звуковой сигнал, состоящий из огромного количества частот, разделяется на несколько определенных сигналов с более узкими частотными диапазонами. Каждая разделенная частотная полоса (band) может быть отрегулирована (усилена либо срезана) по отдельности регуляторами, которыми снабжен эквалайзер. Вращая регулятор (двигая ползунок) одной из полос эквалайзера, мы усиливаем (или уменьшаем) интенсивность частот, входящих в эту полосу. Отметим, что только частота, находящаяся в центре этой полосы определяет уровень регулировки. Она вырисовывает "пик" (boost) при усилении интенсивности полосы или "срез" (cut) при уменьшении интенсивности. Такую частоту будем называть центральной Порядок чувствительности кроссоверов Порядок чувствительности - это отношение интенсивности выходного сигнала
(dB) кроссовера к частоте входного сигнала при условии, что интенсивность
входного сигнала постоянна. Обычно чувствительность (крутизну среза)
характеризуют как отношение dB/octave. В силу многих математических причин
чувствительность кроссоверов всегда кратна 6 децибелам на октаву (6 dB/octave).
Кроссовер первого порядка имеет чувствительность 6 dB/octave. Кроссовер второго
порядка имеет чувствительность 12 dB/octave, третьего порядка - 18 dB/octave, и
чувствительность кроссоверов четвертого порядка равна 24 dB на октаву. Кроссоверы первого порядка - это простейший пассивный кроссовер, который состоит из одного конденсатора, и одной катушки индуктивности. Конденсатор работает как high-pass фильтр для защиты твитера от ненужных низких и средних частот. Катушка используется как low-pass фильтр. Чувствительность кроссоверов первого порядка низкая - всего 6 Дб на октаву. Положительная черта этих кроссоверов -отсутствие фазового сдвига между твитером и другим динамиком. Кроссоверы второго порядка. Их также называют кроссоверами Баттерворта, по имени создателяматематической модели этих кроссоверов. Конструктивно они состоят из одного конденсатора и катушки на твитере и одного конденсатора и катушки на низкочастотном динамике. Они обладают более высокой чувствительностью, равной 12 Дб на октаву, но дают фазовый сдвиг в 180 градусов, что означает несинхронный ход мембран твитера и другого динамика. Для устранения этой проблемы небходимо поменять полярность подключения проводов на твитере.
Конструирование пассивных кроссоверов Как говорилось выше, пассивный кроссовер состоит из конденсаторов и катушек индуктивности. Для того, чтобы собрать пассивный кроссовер первого порядка необходимо иметь один конденсатор и одну катушку индуктивности. Конденсатор устанавливается последовательно на твитер (high-pass filter), а катушка последовательно на вуфер (low-pass filter). Номинальные значения индуктивности для катушки ((H - микрогенри) и емкости ((F - микрофарады) приводятся в таблице в зависимости от желаемой частоты среза кроссовера и сопротивления динамиков. Кроссовер I порядка (6 dB/octave) Частота среза 4 Ом динамик. К примеру, подберем емкость и индуктивность для кроссовера с частотой среза
4000 Гц при сопротивлении динамиков 4 Ом. Из вышеприведенной таблицы находим,
что емкость конденсатора первого порядка должна быть равной 10 мФ, а
индуктивность катушки 0.2 мГ. Пассивные и активные кроссоверы Отличие между эти двумя типами кроссоверов очень простое. Активный кроссовер
требует подвода питания извне, а пассивный - нет. В силу этого активный
кроссовер занимает место в звуковой системе до усилителя, обрабатывая звуковой
сигнал с предусилителя головного устройства (допустим, автомагнитолы). Далее,
после активного кроссовера устанавливаются два или три усилителя мощности. Один
усилитель в этом случае не ставится, так как нет смысла разделенные активным
кроссовером сигналы сводить в усилителе в единый сигнал. Разделенные сигналы
надо усиливать по отдельности. Как видим, активные кроссоверы применяются в
дорогих звуковых системах высокого качества. Пассивные кроссоверы в основном применяются для обработки сигнала твитеров и
среднечастотных динамиков. Для низкочастотных динамиков эти кроссоверы
применять можно, однако резко возрастает требование в качеству конденсаторов и
катушек индуктивности, что приводит к их удорожанию и увеличению в размерах.
Пассивные кроссоверы плохо переносят перегрузки. Пиковые интенсивности сигнала,
поступающие от усилителя, могут менять частоту среза фильтров. Кроме того,
перегруженный фильтр ослабляет звуковой сигнал (damping). Поэтому при выборе
пассивных кроссоверов обращайте внимание на их способность выдерживать пиковые
нагрузки, создаваемые усилителем. Фазовый сдвиг Теперь поговорим о фазовых сдвигах, которые могут возникать в звуковых
системах, использующих кроссоверы. Фазовый сдвиг - это неизбежное явление,
являющееся следствием конструктивных особенностей high-pass, low-pass и
band-pass фильтров. Настройка активного кроссовера Самое важное в настройке кроссовера - это правильный
выбор частоты среза. Если мы имеем трехполосный активный кроссовер, то значит
перед нами стоит задача в определении двух точек (частот) среза. Первая точка
определяет частоту среза для сабвуфера (low-pass) и начало среднечастотного
диапазона для мидвуфера (high-pass). Вторая точка определяет частоту окончания
среднего диапазона (low-pass) и отправную частоту высокочастотного диапазона
для твитера (high-pass). Самое главное, при установке частот среза кроссовера
помнить о частотных характеристиках динамика и не в коем случае не нагружать
динамик частотами, которые не входят в его рабочий диапазон. | |
Просмотров: 5177 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
|